Театральная вертикаль » Главная

ОБ АРТИСТАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО…

 «Первые сюжеты. Лица русской сцены на рубеже тысячелетий» в ГЦТМ

 

       Эта выставка проходит в Зале Восточного фасада Главного здания Музея имени А. А. Бахрушина. И организована она, как нельзя более кстати. Потому что сегодня едва ли не на всех отечественных театральных подмостках утвердился диктат режиссуры, вот и появилась необходимость отдать должное тем, кто самые смелые режиссерские замыслы, собственно, воплощает, попутно стараясь средствами своей профессии вести «разговор» на серьезные темы и с самими собой, и с нами, зрителями. Читать далее »

Выставки

«КОЛЬЦЕВОЙ СЮЖЕТ»

Элла Михалева «Юрий Любимов в зеркале Вахтанговской сцены», М., «Театралис», 2019 год

           Так названа одна из «глав» длинной, чрезвычайно плодотворной жизненной летописи героя настоящей книги. «Глава», которая действительно и в начале была связана с подмостками легендарного столичного театра на Старом Арбате, и там же завершилась. Читать далее »

Театральная лавка

И СМЕХ, И ГРЕХ

 «Бешеные деньги» в Театре Комедии имени Н. П. Акимова

 

         Если понадобится в нескольких словах описать впечатление от этой пьесы Александра Николаевича Островского, то лучше тех, что вынесены в название данной рецензии, наверное, не найти. Все-таки, хотя жанр настоящего произведения и определен, как «комедия», не следует забывать о ее особой, традиционной для Островского не только развлекательной сущности. Читать далее »

Рецензии

РЕЖИССЕР, КОТОРЫЙ НЕ РАЗОЧАРОВЫВАЕТ

                        Адольфу Шапиро — 80

 

          Он и внешне с годами не меняется к худшему. Важной для публичного человека подтянутостью облика не напоминает степенного мэтра, строгим, подобающим солидному возрасту костюмам предпочитая вольный стиль одежды, непременным атрибутом которой остаются его «фирменные», длинные, чуть пижонские шарфы. Но главное — своими спектаклями Адольф Яковлевич не опускает «планку» мастерства, установленную им еще в начале режиссерского пути, в родном для него Харькове. Там, в 1962-ом он окончил Театральный институт и показал свои первые значительные режиссерские опыты — «Глеб Космачев» М. Ф. Шатрова и «Увидеть вовремя» Л. Г. Зорина, подготовленные в рамках так называемого «Ночного театра», задуманного как студийное пространство для реализации самых смелых замыслов, но по вине партийного начальства просуществовавшего, увы, недолго. А потом судьба привела Адольфа Яковлевича в Ригу, в Государственный ТЮЗ имени Ленинского Комсомола Латвийской ССР (впоследствии — Молодежный театр), «у руля» которого он находился в течение почти тридцати лет, в 1964-1992. Туда, как утверждают очевидцы, едва ли не на каждую премьеру Шапиро спешили попасть и критики, и истинные театралы из республик бывшего Советского Союза. Читать далее »

Юбилей

С ЛЮБОВЬЮ ОСТАНОВЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ

    Нина Аловерт «Портрет театральной эпохи», Санкт-Петербург, «Балтийские сезоны», 2018 год

 

              Это необычная книга. Некий симбиоз фотоальбома и мемуаров. В области литературы о театре подобное сочетание встречается редко. Читать далее »

Театральная лавка

«УРОК» ОТ БДТ

  «Кроткая». Моноспектакль Валерия Ивченко

 

        Это третий режиссерский опыт артиста в санкт-петербургском БДТ. Дебютный, «Черное и красное» по рассказу А. П. Чехова «Калхас» и пьесе С. Беккета «Последняя лента Крэппа» увидел свет на Малой сцене Большого драматического, в 2003-ем году. «Старик и море» по повести Э. Хемингуэя — там же, в 2005-ом. И вот теперь появилась «Кроткая» Ф. М. Достоевского, чья премьера состоялась на Второй сцене БДТ (в Каменноостровском театре), в марте 2018-го. Читать далее »

Рецензии

ЛЮДМИЛА ПОЛЯКОВА. МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ «ЛЕБЕДЕМ»

 У одной из ведущих актрис Малого театра — юбилей

 

                 Наверное, нельзя найти среди зрителей, да, пожалуй, и театроведов, журналистов тех, кто отзывался бы о Людмиле Петровне плохо. Достаточно лишь упомянуть о Поляковой, как тут же слышишь восторженные слова. Причем, создается впечатление, что все они не формальны, все искренни. Читать далее »

Этюды об актерах

ЧТОБЫ ЗНАЛИ И ПОМНИЛИ

Александр Бармак «Поэма о топоре. Алексей Попов — человек на все времена», М., «ГИТИС», 2018

 

       Появление этой книги обрадовало. Так как предыдущее издание (монографии Неи Зоркой), посвященное выдающемуся представителю отечественной режиссуры, выходило в далеком 1983-ем. Вдобавок автор новой печатной работы об Алексее Дмитриевиче Попове (1892-1961), Александр Бармак — по основной профессии режиссер (имеющий, однако в своем активе и театроведческие сочинения), а режиссеры редко пишут друг о друге. К тому же сейчас речь идет пусть не о последовательном жизнеописании (на этом настаивает сам Бармак), но также о подробном, серьезном, хотя и фрагментарном «экскурсе» в биографию Попова, чье имя, увы, неизменно оказывается в тени имен ровесников. Связанные с Алексеем Дмитриевичем юбилейные даты с завидной регулярностью забываются (одна из них, 125-летие со дня рождения режиссера пришлась на недавний, 2017 год). А телевизионные журналисты в репортажах о Центральном театре Российской (при Попове — Красной, Советской) Армии, «у руля» которого Алексей Дмитриевич встал в 1935-ом, умудряются «проиллюстрировать» свои сюжеты портретом… его сына, любимого публикой артиста Андрея Попова. Читать далее »

Театральная лавка

«ЧТО ТВОРИТСЯ В ЭТОМ МИРЕ?»

 Строка из популярной некогда песни вспоминается, потому что этот вопрос задаешь себе едва ли не каждый день, соприкасаясь с окружающей действительностью, которая все больше начинает походить на сумасшедший дом. Читать далее »

Проблема

О БОРЦОВЕ — С ЛЮБОВЬЮ

«Библиотека Малого театра»  пополнилась книгой об одном из его корифеев

 

         К сожалению,  до традиционно корифейского возраста он не дожил, уйдя в семьдесят три года, которые, как известно, являются далеко не предельно ветеранскими для Малого театра. Но в летопись старейшего столичного театрального коллектива этот артист внес столь значительный вклад, что действительно позволяет отнести его к категории «столпов» труппы, ее украшением на протяжении полувека, с 1957 по 2008. И вовсе не случайно решено было посвятить ему уже второе по счету издание после выхода в 2003-ем компактной, размером в авторский лист монографии, принадлежащей перу Ольги Петренко. Читать далее »

Театральная лавка

НЕОДНОЗНАЧНЫЙ МОНОЛОГ

    Владимир Симонов «Игра во все», Москва, «Эксмо», 2018 год

 

        Появление этой книги еще до знакомства с ней спровоцировало вопросы. Читать далее »

Театральная лавка

«… СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»

«100 современников о Любимове», Москва, «Jam Creative&Production Group», 2017 год

 

             Решение выбрать в качестве заголовка статьи о данной книге строку из песни Владимира Высоцкого пришло сразу же после того, как была перевернута последняя страница. Кто-то посчитает это название банальным. И он будет прав. Но прав отчасти. Все-таки имя героя настоящего издания даже у тех, кто далек от искусства, ассоциируется со столичным Театром на Таганке, чьим своеобразным «символом» во времена «золотого века» знаменитого коллектива наряду с ее лидером был именно Высоцкий. К тому же книга, представляющая собой сборник воспоминаний о Любимове, есть не что иное, как некое приношение Юрию Петровичу. Читать далее »

Театральная лавка

ДМИТРИЙ ТРУБОЧКИН: «НАША ЦЕЛЬ — ПОМОЧЬ ТЕАТРОВЕДАМ СТАТЬ ПОЛНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА»

  В появившейся на культурной карте Москвы в 2012-ом Высшей школе сценических искусств Константина Райкина с ее тремя отделениями — актерским, менеджмента, театральной техники и технологии, начнет действовать и Школа практического театроведения. Читать далее »

Интервью

НЕГРОМКО — О ВАЖНОМ

 Об актрисе Марии Пастуховой. Незабываемое

 

     Удивительно, но все, кому довелось встретить Марию Фоминичну на жизненном пути, говорят о ней с уважением и теплом. Читать далее »

Память

ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ ИСТОРИИ

                Показали в Москве артисты театра «Габима»

 

       Гастроли состоялись во второй половине апреля при содействии Министерства иностранных дел Израиля, Посольства государства Израиль в Российской Федерации, Израильского культурного центра, Фонда «Генезис» и Российского еврейского конгресса. Посвящены они были семидесятой годовщине основания Израиля и вековому юбилею самой «Габимы» — национального израильского театра, одной из главных гуманитарных ценностей этой маленькой, но сильной духом страны. Читать далее »

Без рубрики