ВЛАДИМИРУ — СЛАВА!

   К 130-летию со дня рождения Владимира Владиславского

 

      Наверное, кто-то сочтет чересчур высокопарным заголовок данной статьи. Но о ее герое, кажется, нельзя рассуждать в иных, не в превосходных тонах. Уж больно это был, мягко говоря, не рядовой артист — блестящий лицедей, тончайший психолог…. К тому же по-другому не «расшифровать» и фамилию, вернее псевдоним Владимира Александровича, которого восторженная эмоциональная реакция по отношению к себе вряд ли бы удивила, скорее — могла бы обрадовать. Он же, будучи от рождения Ельником и, решив при вступлении на актерскую стезю назваться Владиславским, наверняка мечтал о чем-то похожем.

      Правда, богатство и разнообразие артистического наследия Владимира Александровича убеждает в том, что актерское ремесло влекло его по большей части не внешним блеском, а шансом приобщиться к целому ряду «предлагаемых обстоятельств» и за один земной век прожить множество жизней. Читать далее »

Память

«ВСЕ НАШЕ — С НАМИ»

  «ВСЕ ТУТ» В «ШКОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ»

 

       Это не рецензия в привычном понимании данного слова. Все-таки подробный отзыв о том или ином спектакле должен появиться после знакомства с ним непосредственно в театре.

     Этот текст —  расширенная информация, написанная после просмотра видео варианта спектакля «Все тут», сделанного в момент его показа в Санкт-Петербурге, на международном театральном фестивале «Балтийский дом». Читать далее »

Рецензии

«КЛИЕНТ УШЕЛ, А ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ОСТАЛАСЬ»

 

         Театр Российской Армии. Запоздалое послесловие к юбилею

 

   Думалось, что уже никогда не захочется написать проблемную статью о ЦАТРА. Ведь тот, дорогой сердцу армейский театр, где посчастливилось в 1984-1989 на добровольных началах помогать в музее, работать верховой, костюмером и с которым еще долго поддерживались контакты, остался в прошлом. Но первый театр, как первое серьезное чувство, не забывается.  Поэтому не получается совсем отдалиться от ЦАТРА. И все происходящее в нем находит отклик в душе. Особенно события со знаком «минус» Читать далее »

Проблема

АНДРЕЙ ЛОБАНОВ. РОЖДЕННЫЙ РЕЖИССЕРОМ

 Он появился на свет в Москве, 28 июля (10 августа) 1900-го, то есть сто двадцать лет назад. Однако для того, чтобы вспомнить о нем, наверное, не стоило ждать какой-либо официальной «круглой даты». Ведь всегда уместен разговор о настоящем художнике, каковым, без сомнения, был Лобанов. Его жизненный путь измерялся всего пятьюдесятью восемью годами (Андрея Михайловича не стало 18 февраля 1959-го), но в истории отечественного театра этот режиссер и педагог остался фигурой значительной. Читать далее »

Память

ОДНОЛЮБ

К юбилею Валерия Абрамова

 

         Кажется, иначе Валерия Владимировича и не назовешь. И тому есть целый ряд причин. Читать далее »

Этюды об актерах

«КОЛЬЦЕВОЙ СЮЖЕТ»

Элла Михалева «Юрий Любимов в зеркале Вахтанговской сцены», М., «Театралис», 2019

 

           Так автор книги логично называет одну из «глав» биографии ее героя, которая, действительно, начиналась на подмостках легендарного столичного театра на Старом Арбате и там же завершилась. Читать далее »

Театральная лавка

«НА ФРОНТЕ УВИДЕЛА Я ЛЮДЕЙ ВЫСОКОГО МУЖЕСТВА…»

  ЕЛЕНА ГОГОЛЕВА. ФРАГМЕНТЫ ВОСПОМИНАНИЙ

 

     Елена Николаевна называла мастеров Малого театра «стаей славных». Обладательница изысканной внешности, богатого низкими, красивыми обертонами голоса, разностороннего дарования к этой когорте она тоже принадлежала по праву. Читать далее »

Память

МОНОЛОГ НЕРАВНОДУШНОГО ЧЕЛОВЕКА

 Олег Басилашвили «Палата № 26», Санкт-Петербург, «Лимбус Пресс», 2018 год

 

      Олег Валерианович Басилашвили принадлежит к категории мастеров театра и кино, которые при всей безграничной преданности искусству, понимают, какое огромное значение в их жизненных достижениях имеет семья. Доказательством этого является предваряющее повествование трогательное посвящение Басилашвили внуку — «Тимофею с любовью». Внучке, Маринике, он адресовал и свою, увидевшую свет в 2012-ом дебютную книгу — «Неужели это я? Господи…» Читать далее »

Театральная лавка

ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ

Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский. Несколько «штрихов» к двойному «портрету»

 

       Наверное, с этим громким, чуть пафосным словосочетанием, которое позаимствовано у названия популярного советского фильма, вряд ли кто-то решится спорить.

      Ведь герои данной статьи действительно были гордостью нашей страны, принадлежавшими к числу лучших представителей отечественной культуры. Читать далее »

Память

ПРИОБЩЕНИЕ К ЛЕГЕНДЕ

Нелли Пляцковская «Товстоногов репетирует «Три сестры» А.П. Чехова», С — Пб, «Балтийские сезоны», 2019

 

              То, что подобное событие происходит благодаря книге профессионального, а не бульварного толка само по себе примечательно. Читать далее »

Театральная лавка

НЕОБЫЧНАЯ КОМЕДИЯ

  В репертуаре Малого театра (сцены на Ордынке) снова значится пьеса «Красавец-мужчина», к которой «Дом Островского» в последний раз обращался ровно сорок лет назад. Читать далее »

Рецензии

ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

              Ее уважали все. И вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Потому что Волчек действительно была одной из самых авторитетных фигур в российской культурной среде, ценимых и коллегами, и публикой. Читать далее »

Память

ОБ АРТИСТАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО…

 «Первые сюжеты. Лица русской сцены на рубеже тысячелетий» в ГЦТМ

 

       Эта выставка проходит в Зале Восточного фасада Главного здания Музея имени А. А. Бахрушина. И организована она, как нельзя более кстати. Потому что сегодня едва ли не на всех отечественных театральных подмостках утвердился диктат режиссуры, вот и появилась необходимость отдать должное тем, кто самые смелые режиссерские замыслы, собственно, воплощает, попутно стараясь средствами своей профессии вести «разговор» на серьезные темы и с самими собой, и с нами, зрителями. Читать далее »

Выставки

И СМЕХ, И ГРЕХ

 «Бешеные деньги» в Театре Комедии имени Н. П. Акимова

 

         Если понадобится в нескольких словах описать впечатление от этой пьесы Александра Николаевича Островского, то лучше тех, что вынесены в название данной рецензии, наверное, не найти. Все-таки, хотя жанр настоящего произведения и определен, как «комедия», не следует забывать о ее особой, традиционной для Островского не только развлекательной сущности. Читать далее »

Рецензии

РЕЖИССЕР, КОТОРЫЙ НЕ РАЗОЧАРОВЫВАЕТ

                        Адольфу Шапиро — 80

 

          Он и внешне с годами не меняется к худшему. Важной для публичного человека подтянутостью облика не напоминает степенного мэтра, строгим, подобающим солидному возрасту костюмам предпочитая вольный стиль одежды, непременным атрибутом которой остаются его «фирменные», длинные, чуть пижонские шарфы. Но главное — своими спектаклями Адольф Яковлевич не опускает «планку» мастерства, установленную им еще в начале режиссерского пути, в родном для него Харькове. Там, в 1962-ом он окончил Театральный институт и показал свои первые значительные режиссерские опыты — «Глеб Космачев» М. Ф. Шатрова и «Увидеть вовремя» Л. Г. Зорина, подготовленные в рамках так называемого «Ночного театра», задуманного как студийное пространство для реализации самых смелых замыслов, но по вине партийного начальства просуществовавшего, увы, недолго. А потом судьба привела Адольфа Яковлевича в Ригу, в Государственный ТЮЗ имени Ленинского Комсомола Латвийской ССР (впоследствии — Молодежный театр), «у руля» которого он находился в течение почти тридцати лет, в 1964-1992. Туда, как утверждают очевидцы, едва ли не на каждую премьеру Шапиро спешили попасть и критики, и истинные театралы из республик бывшего Советского Союза. Читать далее »

Юбилей