ОТ ТЕАТРАЛЬНОЙ УЛИЦЫ ДО ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ

Актерские «маршруты» Татьяны Еремеевой

 

        На первой, находящейся в Архангельске, 4 июля 1913 года она родилась. На второй, столичной, в труппе Малого театра служит вот уже почти шестьдесят пять лет, с 1944-го. А между этими цифрами пролегла огромная, насыщенная чрезвычайно яркими событиями биография длиною в «без пяти минут» век.

   Причем, упоминание о возрасте вовсе не выглядит здесь бестактностью. Ведь в данном случае он — предмет гордости.

   Тем более что словно назло всем календарям Татьяне Еремеевой всегда удавалось едва ли не в полной неприкосновенности сохранять свои лучшие актерские качества.  И благородную внешность, и выразительный голос, и изысканный, интеллигентный, лишенный какого-либо ажиотажа, видимо, предопределенный северным происхождением способ сценического существования в самых различных, порой полярных жанрах и амплуа: от лирической героини до превосходной исполнительницы комедийных, характерных ролей. И, конечно, — жажду творчества, не иссякающую в душе Еремеевой и по сей день. Красноречивой иллюстрацией чего является тот факт, что сегодня в репертуаре Татьяны Александровны Еремеевой, которой по рангу положено давно «почивать на лаврах», два названия. В «Волках и овцах» А. Н. Островского (1996) она с неподражаемым юмором и изяществом играет Анфусу Тихоновну, в грибоедовском «Горе от ума» (2000) —  Графиню Хрюмину.

   Последние по времени роли Еремеевой невелики по объему, но это не мешает быть им безусловным украшением данных спектаклей. Занимают они достойную нишу и в «послужном списке» актерских созданий Татьяны Александровны на подмостках Малого (при вступлении на которые она по просьбе руководства театра сменила настоящую фамилию «Битрих», в память своих архангельских друзей, в детстве прививших будущей актрисе привязанность к искусству Мельпомены, взяв псевдоним «Еремеева»).

  Список этот, надо сказать, достаточно солиден. Однако для актрисы все складывалось не так уж и гладко, как может показаться. Все-таки начинала Татьяна Александровна в Малом театре со срочных вводов. Они же, как известно, зачастую оборачиваются стрессом для любого артиста, какой бы крепкой и выносливой ни была его нервная система.

   В период этих нешуточных испытаний Еремееву спасала привычка к самостоятельному мышлению, подаренная ей провинцией, по которой актриса колесила в течение долгих тринадцати лет, «проложив» свой актерский «маршрут» через игровые площадки Рязани, Могилёва, Великого Устюга, Белорецка, Белебея, Тамбова.

   Дебютировала же Еремеева в далеком 1931-ом, в Севастополе, где она оказалась в одном коллективе с легендарной актрисой Александрой Перегонец, ставшей театральной «крестной матерью» Татьяны Александровны. Именно Александра Федоровна посоветовала Еремеевой в тяжелые жизненные минуты повторять про себя реплику Нины Заречной из чеховской «Чайки» о том, что в актерском деле «главное не слава, не успех, а умение терпеть, «нести свой крест» и верить.

    Эта знаменитая фраза впоследствии не раз морально поддерживала Татьяну Александровну. Наверное, поэтому она с такой сердечностью рассказала о Перегонец на страницах своей вышедшей в 1984-ом книги «В мире театра». Не забыла Еремеева и о Елене Михайловне Баскаковой, Владимире Владимировиче Кумельском, Абраме Михайловиче Незнамове, Льве Михайловиче Эльстоне, об иных мастерах провинциальной сцены, от которых она, не получившая никакого специального образования, бережно перенимала азы актерского ремесла. С теплом вспомнила Татьяна Александровна и других своих учителей — корифеев Малого театра: Варвару Николаевну Рыжову, Евдокию Дмитриевну Турчанинову, Александру Александровну Яблочкину, Александра Ивановича Сашина-Никольского, Елену Митрофановну Шатрову, Владимира Александровича Владиславского, Игоря Владимировича Ильинского… 

    Игорю Ильинскому — «артисту и человеку», партнеру, другу, мужу, семейный союз с которым продлился тридцать шесть лет, Еремеева посвятила отдельную монографию.

    Монография эта увидела свет в 2002-ом, позволив читателям, не только прикоснуться к неизвестным ранее граням личности кумира миллионов российских зрителей, но и убедиться в серьезности литературного дара Татьяны Александровны, которой подобные опыты не единожды помогали достойно пережидать вынужденные актерские паузы. Не стонать, не жаловаться на незавидную участь, а копить силы для новой работы и… «разговаривать с самой собой на листе бумаги», постепенно «приводя в порядок собственные мысли».

    Благодаря этому в активе Татьяны Еремеевой задолго до мемуаров появился сценарий повести И. Шмелева «Человек из ресторана», написанный специально для Игоря Ильинского, и инсценировки романов У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» и Г. Флобера «Мадам Бовари», постановку которых Ильинский в 1958-ом и в 1963-ем соответственно осуществил на сцене Малого театра. А Еремеева сыграла в этих спектаклях Бекки Шарп и Эмму Бовари.

    Доверял Ильинский Татьяне Еремеевой также роли Анны Андреевны в гоголевском «Ревизоре» (1966), Гурмыжской в «Лесе» (1974), Раневской в «Вишневом саде» А. П. Чехова (1982), Мамаевой в «На всякого мудреца довольно простоты» (1984) И, думается, что происходило это совсем не по причине наличия родственных связей между Игорем Владимировичем и Татьяной Александровной. Но потому что режиссер Ильинский видел в Еремеевой незаурядную актрису, способную раскрыть в предложенных ей характерах их неповторимую человеческую сущность, придать хрестоматийным, кажется, заигранным почти «до дыр» образам неожиданное звучание.

   А еще стоит предположить, что Игорю Владимировичу — Городничему в «Ревизоре», Аркашке Счастливцеву в «Лесе», Фирсу в «Вишневом саде», Крутицкому в «Мудреце» было элементарно необходимо присутствие на сцене Татьяны Александровны, понимавшей его на каком-то невероятно тонком уровне. Вершиной такого редкого партнерства стал дуэт Ильинского-Льва Николаевича Толстого и Еремеевой-Софьи Андреевны Толстой в «Возвращении на круги своя» И. Друце (1978) в постановке Бориса Равенских — одного из наиболее самобытных художников, с которым довелось сотрудничать Татьяне Александровне.

  Артистическая судьба Еремеевой в целом и особенно та ее «глава», что связана с Малым театром, вообще оказалась щедра на встречи с интересными режиссерами. В том числе: с Львом Михайловичем Прозоровским и Вениамином Ивановичем Цыганковым, Ильей Яковлевичем Судаковым и Константином Александровичем Зубовым, Леонидом Ефимовичем Хейфецем и Сергеем Васильевичем Женовачем….

  Вероятно, именно это вкупе с  неповторимой атмосферой Малого театра, каким-то чудом сохранившейся в его стенах, способствует тому, что не иссякает «возвышенная любовь» Татьяны Александровны к своему театральному дому, который не устает платить взаимностью одной из старейшин актерского «цеха» России.

 

                                                                                 

 

                                                  «Страстной бульвар, 10» № 10 за 2008 год.

Память