НЕ ТОЛЬКО О СЕБЕ

 Вера Алентова «Всё не случайно», М., «Эксмо», 2022 год

 

       В предисловии к своей книге, Вера Валентиновна замечает, что писала её сама. Поначалу это кажется лукавством. Ведь большинство коллег актрисы, решив выпустить мемуары, прибегают к помощи театроведов, журналистов.

      Но, чем глубже погружаешься в процесс чтения, тем больше убеждаешься в искренности Веры Валентиновны. Потому что интонация предложенного ею повествования чёткостью, в хорошем смысле простотой напоминает стиль интервью актрисы. Да и в целом литературный труд Алентовой столь же основателен и подробен, как и её актёрские работы. Правда, работы эти зачастую похожи на некие айсберги, то есть в них при всей эмоциональности Веры Алентовой неизменно ощущается определённая доля недосказанности, вполне согласующаяся северным происхождением актрисы. А здесь она предельно откровенна.

     И это объяснимо. Слишком уж существенный отрезок биографии Веры Валентиновны, недавно отметившей восьмидесятилетний юбилей, остался позади. И, видимо, не обо всём ей удалось поведать посредством сыгранных ею ролей, хотя в активе Веры Валентиновны их всегда было немало, да и сейчас актриса активно занята в репертуаре. Вот она и пошла на определённый психологический эксперимент, который в итоге оборачивается едва ли не исповедью.

       В какие-то моменты это смущает. Особенно, когда Вера Валентиновна погружает читателей в совсем уже личные сферы своей жизни, куда по большому счёту посторонним, вероятно, должен быть вход запрещён. А желание актрисы приподнять завесу тайны над косметическими манипуляциями со своим лицом и вовсе обескураживает. Возникает ощущение, что она словно оправдывается перед нами. А это совсем уж ни пристало актрисе такого высокого уровня и авторитета, как Вера Алентова, которую не в чем обвинять зрителям, несмотря на изменения во внешности Веры Валентиновны, по-прежнему с уважением отзывающиеся о её творчестве.

         А вот в разговорах о нелёгком послевоенном времени, выпавшем на её детство, о чудесных, не однажды преподносимых судьбой совпадениях, о различных городах, где служила мама — провинциальная актриса, и, естественно, о профессии абсолютная открытость Алентовой уместна.

       Она же была свидетельницей многих ярких культурных событий, помнит немало выдающихся людей, среди которых — педагоги Школы-Студии МХАТ, где ей посчастливилось учиться; партнёры по театру и кино, режиссёры, с которыми довелось сотрудничать. Рассуждая о каждом из них, Вера Валентиновна старается сказать что-нибудь доброе. Причём, не только об именитых, а обо всех, по возможности не забывая никого, кто оказал на неё влияние, способствовал появлению новых граней её артистической индивидуальности, поддержал в трудные минуты. Однако, если от общения с кем-то у Алентовой осталась оскомина, то она не скрывает ни обиды, ни горечи. Подобная человеческая честность Веры Валентиновны подкупает, потому что редко встречается в произведениях мемуарного жанра.

        Нет в этой книге и самолюбования, а напротив доминирует стремление актрисы объективно подойти к своим достижениям и проанализировать неудачи. И ценно, что даже рассказывая о самых удалённых от наших дней ролях Вера Валентиновна волнуется, словно все они были сыграны лишь вчера. И её состояние невольно передаётся читателю, которого наверняка не оставит равнодушным и трепет, присущий воспоминаниям Алентовой о встречах с легендами отечественной сцены и кинематографа. Приятно и то, с каким теплом Вера Валентиновна отзывается о Театре имени А. С. Пушкина, в чью труппу поступила без всякого энтузиазма в 1965-ом году, но именно этот театр стал для неё родным….

       Словом, мы имеем дело с чрезвычайно достойным сочинением, впечатление от которого, увы, портит отсутствие умелой редактуры. Именно по этой причине в тексте попадаются смысловые повторы и ошибки. К примеру, Зиновий Корогодский назван Карагодским, Нина Ольшевская — Ольшанской, а Алиса Коонен оказывается покинула этот мир не в 1974-ом, а десятилетием позже. Конечно, хорошо, если бы последнее соответствовало истине, но всё же, всё же… Факт – вещь упрямая, с ней не поспоришь.

Театральная лавка