ГЕРОИНЯ С ХАРАКТЕРОМ

 Ушла Валентина Алексеевна Савельева. И оборвалась очередная «ниточка», связывающая с Центральным Театром Советской Армии, в котором довелось работать в 1985-1989 годах монтировщиком (верховой), а потом костюмером.

    Впрочем, почему довелось? Посчастливилось! Потому что это был прекрасный, незабываемый театр….

    Ещё выходили на подмостки ЦАТСА старейшины труппы, в самом расцвете своих дарований находились представители среднего поколения, а уж о тогдашней молодёжи Театра Армии и говорить было нечего — она по праву считалась чуть ли не самой перспективной в Москве. Ещё на Большой сцене театра без микрофонов и в сопровождении настоящего оркестра шли легендарные спектакли — «героическая комедия» А. К. Гладкова «Давным-давно», выпущенная Алексеем Дмитриевичем Поповым в 1942-ом и поставленный в 1946-ом Владимиром Семёновичем Канцелем «Учитель танцев» Лопе де Вега, с которого, собственно, и началось наше с Валентиной Савельевой знакомство.

       Сперва, разумеется, заочное, зрительское, состоявшееся в 1978-ом. А потом уже непосредственное, в 1985-ом. Тогда поразила потрясающая форма Валентины Алексеевны — тонкой, изящной, лёгкой…. Словно время было над ней не властно!

     А ведь это и впрямь соответствовало истине. Ведь Флорелу Савельева играла 25 (!) лет, отметив отдельным спектаклем эту солидную дату. Кстати, Валентина Алексеевна не хотела её обнародовать. Но возглавлявший в ту пору театр Юрий Иванович Ерёмин настоял на том, чтобы она была обозначена в афише. Потому что, по твёрдому убеждению режиссёра, данным фактом следовало восхищаться. Он даже приводил Савельеву в пример молодым артистам на открытом комсомольском собрании.

     Без сомнения, «Учитель танцев» занимал особое место в биографии Валентины Алексеевны, которой было дорого всё, что с ним связано. Помнится, в 2003-ем, в антракте спектакля «Арфа приветствия» М. Богомольного, в чьём оформлении использовались костюмы из снятых с репертуара постановок театра, в том числе: и из «Учителя танцев», она спросила: «Узнала мои «учительские платья?» И это было так трогательно. А ведь прошло уже 16 лет с момента последнего представления «Учителя танцев», в котором, как известно, Савельева успела побывать партнёршей Владимира Михайловича Зельдина — первого Альдемаро армейской сцены, доказав своё право на роли молодых героинь. Но героинь не обычных, не «голубых», а тех, кто подобно Флореле оказывался способен на решительный поступок.

    Она и сама была такой. Не боялась ни яркой характерности ни болезненного для любой актрисы перехода на возрастные роли. Свидетельство тому — сыгранная лихо, с невероятным куражом Олимпия из «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына. И — Альбина в «Британике» Ж. Расина, исполненная в совершенно противоположной, скупой, можно сказать, мужской манере. И — Якобина в «Комической фантазии» Г. И. Горина, в «ролевую палитру» которой наряду с жёсткими, волевыми «красками» добавила каплю женственности. И — Вторая ведьма в «Макбете» В. Шекспира, удивлявшая, прежде всего, своей зловещей пластикой. И — Маркольфа из спектакля «Любовь дона Перлимплина» Ф.-Г. Лорки, превратившаяся у Савельевой в необычное, почти сказочное существо, несмотря на глубокую старость не забывшую что такое озорство и нежность….

     Эта внутренняя гибкость помогала Валентине Алексеевне профессионально развиваться, не стоять на месте. К тому же она старалась не жаловаться на неизбежные в актёрской судьбе простои. И, если думала о какую-то роли, то подавала на неё заявку (как это произошло, например, с той же Якобиной). И это её ничуть не унижало.

      Валентина Алексеевна Савельева, вообще, была лишена фанаберии и потому по-хорошему проста, демократична в общении. Всегда искренне интересовалась всем, что у тебя происходит. А если ненароком проявляла какую-то неловкость, могла спокойно попросить прощения…. Словом, обладала ещё и человеческим талантом, который ценен не менее, чем творческий дар.

 

        Специально для сайта памяти актрисы https://www.orloff.world/mymom

Память