ЛЮДМИЛА ПОЛЯКОВА. МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ «ЛЕБЕДЕМ»

 У одной из ведущих актрис Малого театра — юбилей

 

                 Наверное, нельзя найти среди зрителей, да, пожалуй, и театроведов, журналистов тех, кто отзывался бы о Людмиле Петровне плохо. Достаточно лишь упомянуть о Поляковой, как тут же слышишь восторженные слова. Причем, создается впечатление, что все они не формальны, все искренни.

               А иначе, кажется, и быть не может. И доброжелательное отношение публики к Людмиле Петровне представляется ответом на естественность ее актерского «почерка». На проявляющуюся в каждой работе высокую степень отдачи избранному (пусть и не сразу, так как в юности она увлекалась и педагогикой, и под влиянием произведений Константина Паустовского мечтала об океанологии) делу. На эмоциональность и умение наполнять любой по объему и качеству, включая и самый несовершенный ролевой материал человеческим содержанием.

              Яркий пример этого — роли Поляковой в современных телевизионных фильмах и сериалах, участием в которых Людмила Петровна (на чьем счету были съемки у Ларисы Шепитько и Элема Климова Александра Прошкина и Леонида Марягина, Петра Фоменко, иных больших режиссеров и сегодня, кстати, не обделенной вниманием нового поколения российских кинематографистов), не пренебрегает. Основу соответствующего репертуара Людмилы Поляковой сейчас составляют бабушки, но она, судя по публичным высказываниям, этого не стесняется. Равно как и своего солидного возраста, вместе со многими ровесницами обладая способностью внешне меняться только к лучшему с годами, прибавляющими еще и мудрость.

            Однако последнее свойство наряду с проницательностью, позволяющей проникать в самую суть «предлагаемых», зачастую, критических «обстоятельств» различных ролей было присуще Поляковой смолоду. Думается, вероятно, благодаря этому уже в дебютных актерских опытах Людмилы Петровны ощущался масштаб ее разносторонней индивидуальности. Недаром Полякову, в чьей профессиональной «палитре» лирико-драматические, трагические «краски» органично сочетаются с «красками» комедийными, в период учебы на курсе Виктора Ивановича Коршунова в Училище имени М. С. Щепкина сравнивали с корифеями «Дома Островского» (вдобавок и стипендию она получала не рядовую, а названную в честь легендарного мхатовца — Николая Павловича Хмелева). В частности с Верой Николаевной Пашенной. И это, как признавалась Людмила Петровна, ее и радовало, и смущало, интуитивно подтолкнув к решению начать свой артистический путь не на прославленных подмостках Малого театра, хотя такой шанс у нее был. А в Театре на Малой Бронной под руководством Андрея Александровича Гончарова.

           Но первые успехи Поляковой были связанны с Театром имени К. С. Станиславского, куда Людмила Петровна поступила в 1965-ом. Именно там состоялось сотрудничество с главными театральными режиссерами ее отнюдь не простой, далекой от «звездной» безукоризненности (вопреки наличию почетных званий «народной артистки России», Лауреата Государственной премии РФ и премий нескольких фестивалей) артистической судьбы — с Леонидом Варпаховским и Анатолием Васильевым.

             С Варпаховским, впрочем, Людмила Петровна встретилась в работе еще в студенчестве, будучи занятой в массовках спектакля Малого театра «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1962). С Васильевым — зрелой актрисой. Леониду Викторовичу она обязана обретением уверенности в своих возможностях. Анатолию Александровичу — счастьем сотворчества с командой не просто хороших партнеров (на которых ей, справедливости ради надо заметить, неизменно везет), а подлинных единомышленников.

         Все это было очень важно  Поляковой. Потому и не забывается, побуждая Людмилу Петровну рассуждать с трепетом и волнением о том времени. О васильевских спектаклях — о «Первом варианте «Вассы Железновой» М. Горького (1978), о «Серсо» В. Славкина (1985). И, конечно, о «Продавце дождя» Р. Нэша (1972) в режиссерской интерпретации Варпаховского, доверившего ей сыграть Лиззи,  которая, полюбив, из странного, угловатого существа превращалась в настоящую красавицу, словно пробуждавшуюся от глубокого сна, как распускающийся под воздействием тепла и влаги бутон диковинного и драгоценного цветка.

        А Варпаховский, по воспоминаниям Поляковой, ассоциировал Лиззи с «белым лебедем». Мурзавецкую же из «Волков и овец» А. Н. Островского (1975), роль которой Людмила Петровна также сыграла у этого режиссера, — с «лебедем черным». Но при всей точности эти определения были условны. Особенно, если учесть тот факт, что образы, которые воплощала Людмила Петровна на сцене, в кино, на телевидении ранее, и роли, сыгранные Поляковой позднее, в Малом театре (где она по инициативе Юрия Мефодьевича Соломина служит с 1990-го), никогда не бывают однозначными — положительными или отрицательными. Они, как это происходит у большинства представителей, увы, стремительно редеющей когорты мастеров школы русского психологического театра, сложны, подчас противоречивы. «Партитура» любой из этих ролей у актрисы  разобрана до мелочей. А еще — в поведении и поступках ее героинь (даже властной, авторитарной Мурзавецкой из датированного 1994 спектакля Малого театра «Волки и овцы» в режиссуре Виталия Иванова и бросившей своего ребенка Ксении Рябцевой из телевизионной постановки  Валерия Кремнева «Хозяйка детского дома» И. и В. Ольшанских, 1983) всегда есть своя, сердечная логика. Поэтому зрительская аудитория чаще всего проявляет к ним симпатию, понимание.

       Так Ловийса в снятой режиссерами Вейко Кертулле и Лидией Ишинбаевой телеверсии «Молодой хозяйки Нискавуори» Х. Вуолийоки (1979) покоряет желанием, несмотря на пережитые потрясения, не дать своей душе очерстветь. Нянька Фелицата из поставленной Сергеем Женовачем пьесы А. Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» (2002) — обаянием, в хорошем смысле хитростью, предприимчивостью, что помогает соединению молодых влюбленных. А нянька Антоновна из «Детей солнца» М. Горького (режиссер — Адольф Шапиро, 2007) — чувством сострадания к родным ей людям, которые оказались бессильными перед лицом  надвигающейся на них социальной катастрофы. Арина Ивановна в «Детях Ванюшина» С. Найденова (в режиссуре того же Иванова, 2013) и вовсе восхищает внутренней силой, стремлением соединить рвущиеся родственные узы.

     Собственно, она, Арина Ивановна и есть единственная опора разрушающегося семейного уклада Ванюшиных. Именно, в молитве Арины Ивановны-Людмилы Поляковой ищет утешение ее муж, Александр Егорович Ванюшин (Борис Невзоров), находящийся почти на грани отчаяния. А в лишенном показного пафоса упорстве, с которым эта удивительная женщина отстаивает близкие ее сердцу духовные ценности, мы видим очередное подтверждение того, что они-то и являются в жизни самыми насущными. И это дорогого стоит в наши дни, когда нередко «правят бал» совсем другие понятия.

 

                                                     «Страстной бульвар, 10» № 5 за 2019 год.

Этюды об актерах