«ТРАГИЧНО, ГРУСТНО, СМЕШНО И ВЫСОКО — ЧЕЛОВЕЧНО…»

   «И. С. Тургенев в театре и кино. Премьеры. Даты. Имена». Выставка в Музее А. С.Пушкина

 

Экспозиция открылась 9 ноября 2016-го года, когда отмечалась сто девяносто восьмая годовщина со дня рождения писателя. Цифра «не круглая», что изначально заставило проникнуться уважением к организаторам выставки. Ведь им, как оказалось, литературное наследие Ивана Сергеевича Тургенева и его похожая на роман биография дороги в любой момент, независимо от громких юбилейных дат.

И этим своим теплым, бескорыстным отношением они решили щедро поделиться с нами, отведя под выставочную композицию несколько достаточно просторных помещений одного из Филиалов Музея А. С. Пушкина — Зала на Арбате. Композицию, продуманную до мелочей, культурную, какую-то очень светлую, полностью соответствующую творчеству Ивана Сергеевича Тургенева, несмотря на наличие, как правило, неблагоприятных для его героев обстоятельств, делавшего акцент все-таки на лучших качествах их противоречивых характеров.

Может, поэтому эти произведения никогда не выпадали из поля зрения людей искусства, призванного вопреки всему утверждать приоритет позитивных, добрых жизненных начал. И — особенно людей театра, чьи запечатленные на фотографическую пленку достижения в области освоения сценическими средствами прозы Тургенева и его драматургии (давние и, что называется, совсем свежие, премьерные — к примеру, «Baden-Баден» по роману «Дым» в Театре имени Моссовета) составили некое смысловое «ядро» данного выставочного проекта.

Отрадно, что в «фокус» внимания авторов идеи выставки попали не только замеченные в симпатии к творчеству Тургенева именитые коллективы Москвы и Санкт-Петербурга, но и периферийные театры. Среди них — Орловский драматический, носящий имя классика и по праву считающийся его театральным «домом», а многолетний лидер труппы — режиссер Борис Голубицкий, одним из самых известных интерпретаторов тургеневских творений. И нет ничего удивительного в том, что «Дыму», «Провинциалке», другим постановкам Голубицкого, отвечающим теме выставки, отведен ее достаточно обширный раздел.

А буквально в нескольких шагах от него расположились экспонаты из архива Александринского театра, в афише которого имя Ивана Тургенева неизменно занимало почетное место. Достаточно упомянуть о «Холостяке» с Верой Комиссаржевской в роли Марьи Васильевны Белоноговой (шубка, в которой актриса выходила на сцену в этом образе, выставлена в одной из витрин), о «Дворянском гнезде» с Николаем Симоновым-Лаврецким. И, конечно, о «Месяце в деревне» с Марией Савиной-Верочкой. А еще — об «Элегии» П. Павловского, в основу которой была положена переписка Тургенева и Савиной. В этом спектакле Бруно Фрейндлих (Тургенев) и Валентина Панина (Савина) сыграли, наверное, лучшие свои роли. Фотографии из «Элегии» наряду с находящимися практически в идеальном состоянии костюмами этих артистов явились украшением выставки.

Наверняка, ее достойным дополнением могли бы стать материалы из «Элегии» Центрального Театра Советской Армии с Андреем Поповым-Тургеневым и Людмилой Касаткиной-Савиной и осуществленная на тех же армейских подмостках сценическая версия «Холостяка» с Николаем Пастуховым-Мошкиным, но эти спектакли почему-то не нашли отражение в экспозиции. Нет здесь и упоминания о «Дворянском гнезде», поставленном Михаилом Резниковичем в новосибирском «Красном факеле» и в санкт-петербургском БДТ имени Г. А. Товстоногова. А жаль. Так как эти спектакли были замечены и критикой, и зрителями.

Впрочем, БДТ здесь все-таки представлен «Месяцем в деревне» в режиссерском прочтении Анатолия Праудина, отличающегося оригинальным, ни на кого не похожим взглядом на классику. И естественно, что фото из его спектакля организаторы выставки поместили рядом со стендом, посвященным еще одному, совсем уж вольному варианту «Месяца…», выпущенной в столичном «Ленкоме» другим режиссером-экспериментатором — Владимиром Мирзоевым.

А посетители старшего и среднего поколения, наверняка, предадутся ностальгическим воспоминаниям при взгляде на снимки с фрагментами «Месяца в деревне» Театра на Малой Бронной в постановке Анатолия Эфроса, многими специалистами считающегося эталонной версией пьесы Тургенева, которую, кажется, никакой режиссерский радикализм, по большому счету, не способен испортить.

Равно как все, что выходило из под пера Ивана Сергеевича Тургенева. Произведений, по мнению режиссера и педагога Вениамина Фильштинского, «простых и наряду с тем невероятно сложных». В этом Вениамин Михайлович убедился в период работы над спектаклем «Му-Му» в Малом драматическом театре северной столицы. Свои рассуждения он зафиксировал на небольшом листке бумаги, который тоже стал существенной деталью экспозиции. И каждый желающий мог прочитать, что думает один из самых видных представителей отечественной театральной школы о Тургеневе, чьи литературные создания «трагичны, грустны, смешны и человечны». Подобным, возвышенным, не совсем обычным для нынешнего, чересчур рационального времени духом нам позволила проникнуться и настоящая выставка.

 

«Страстной бульвар, 10» № 5 за 2017 год.

Выставки