ВЛАДИМИР КАНЦЕЛЬ. «ЕВРОПЕЕЦ НА ТЕАТРЕ»

 

        16 января 2016-го года состоялось событие, о котором, вероятно, вспомнили лишь театралы с совсем уж большим стажем. Потому что в этот день исполнилось семьдесят лет со дня премьеры «Учителя танцев» по пьесе Лопе де Вега на сцене Центрального театра тогда Красной Армии. Спектакля-легенды, спектакля-фейерверка, вопреки всем трудностям послевоенной эпохи вселявшего в зрителей надежду на победу светлых чувств над интригами, добрых начал над злом.

Неизменная актуальность подобных тем обеспечила «Учителю танцев» успех на сорок с лишним лет. Спектакль был снят с репертуара в ноябре 1987-го, по достижении им рекордной «планки» в тысячу девятьсот представлений, дав возможность в полной мере реализовать свои драматические, вокальные, хореографические таланты нескольким поколениям артистов армейского театра. От Владимира Зельдина, Вячеслава Сомова, Марка Перцовского, Татьяны Алексеевой, Любови Добржанской, Генриетты Островской, Михаила Майорова до Федора Чеханкова, Вячеслава Дуброва, Михаила Еремеева, Павла Цитринеля, Валентины Савельевой, Валентины Аслановой, Алины Покровской, Галины Ляпиной, Светланы Дик…

Это ли не повод сказать несколько восторженных слов в адрес создателей данного театрального шедевра. И в первую очередь — постановщика спектакля Владимира Канцеля, по чьей инициативе «Учитель танцев» появился в репертуаре ЦТКА. К тому же, на июль 2016-го приходится сто двадцатая годовщина со дня рождения этого всесторонне одаренного и, увы, почти забытого сегодня человека, внесшего весомый вклад в летопись отечественного искусства и радиовещания — самобытного режиссера, чуткого педагога.

А молодость Канцеля была связана с актерством, со знаменитой Шаляпинской студией, с Московским театром имени В. Ф. Комиссаржевской. Сотрудничал Владимир Семенович и с Алексеем Михайловичем Грановским, под чьим руководством сыграл одну из самых своих заметных ролей — Вельзевула в «Мистерии-буфф» В. В. Маяковского. Роль эта была оценена очень высоко, прежде всего, коллегами Канцеля. Как говорила впоследствии в одной из бесед с литературоведом Виктором Дувакиным супруга Грановского — Александра Вениаминовна Азарх-Грановская, особо поражала «изумительная, безукоризненная пластика» Владимира Канцеля, к числу доминирующих актерских качеств которого очевидцы его актерских опытов относили стремление четко держать внешнюю форму образа, точность, выразительность, аристократизм жестов, высокую исполнительскую культуру. Так что не случайно писатель Виктор Ефимович Ардов назвал Владимира Канцеля «европейцем на театре».

Было у Канцеля еще одно замечательное, необходимое для настоящего художника качество — природная склонность к риску, искренняя вера в успех любого своего начинания. Так было и с «Учителем танцев», и со спектаклем «Мастерица варить кашу» Н. Г. Чернышевского, выпущенным Владимиром Семеновичем в том же ЦТСА.

В ЦТСА, кстати, прошла большая часть его жизни. И вот, что интересно. Ведь Канцель был сильной, самодостаточной личностью, лидером по натуре, но к власти он не стремился, а, судя по свидетельствам современников, чрезвычайно плодотворно существовал в тандеме с главным режиссером ЦТСА Алексеем Дмитриевичем Поповым.

Однако при всем совпадении организационных и эстетических принципов Попова и Канцеля Владимир Семенович наряду с тончайшей психологической разработкой режиссерских «партитур» стремился к большей зрелищности, к большей, если так можно выразиться, праздничности своих спектаклей.

Он, как никто другой из представителей его режиссерского поколения любил и умел воплощать на театральных подмостках роскошные костюмные мелодрамы, принадлежавшие перу классиков девятнадцатого века. Пример тому — «Мечты Кинолы» О. де Бальзака с Андреем Поповым, Владимиром Зельдиным, Людмилой Фетисовой и Людмилой Касаткиной в центральных ролях.

Справедливости ради стоит заметить, что именно Людмиле Касаткиной принадлежали самые, пожалуй, точные  воспоминания о Владимире Канцеле, который, требуя от артистов безоговорочного выполнения его заданий, тем не менее, не был режиссером-диктатором. А всегда прислушивался к актерам, неизменно доверял им, приветствуя любую исходящую от них инициативу (недаром в свое время поддержал ее, Людмилы Ивановны, ввод на роль Флорелы в «Учителе танцев») и каждой удачной находке актера радовался, «как ребенок».

Очевидно, уже став успешным режиссером, Канцель никогда не забывал о своем актерском прошлом, о том, как нелегко талантливым артистам проявить свои лучшие качества. Вследствие чего относился к ним с любовью и нежностью. А это конечно, не могло не вызвать ответной симпатии в душах тех, кому посчастливилось с ним работать.

 

«Алеф» № 1071 за 2016 год.

Память