О РАНЕВСКОЙ — С ЛЮБОВЬЮ

В ГЦТМ открылась выставка, посвященная одной из самых почитаемых российских актрис

 

Экспозиция приурочена к сто двадцатой годовщине со дня рождения Фаины Георгиевны появившейся на свет в Таганроге, 27 августа 1896 года. Однако к чести сотрудников Бахрушинского музея надо заметить, что личность Раневской оказывается «в фокусе» их внимания не только в связи с подобными, громкими «круглыми датами». Все-таки за последнее время это уже вторая выставка, центральным действующим лицом которой становится Фаина Раневская. И театралы, скорее всего, помнят содержательную, хотя и скромную, состоявшую преимущественно из фотоматериалов выставочную композицию, развернутую в начале 2009-го, в интерьерах одного из Филиалов ГЦТМ — Галереи на Ордынке.

Нынешняя выставка, названная фразой самой Фаины Георгиевны «У меня хватило ума так глупо прожить свою жизнь», конечно, масштабней. Недаром ей отведен центральный, Лужнецкий зал Музея имени А. А. Бахрушина, что справедливо по отношению к одной из самых крупных фигур отечественной культуры. И, несмотря на то, что с недавних пор из Фаины Георгиевны упорно пытаются сделать исключительно автора метких, философско-афористических высказываний, мы продолжаем ценить, прежде всего, ее незаурядное, трагикомическое актерское дарование. В частности редкую способность актрисы «не играть», а «жить» в «предлагаемых обстоятельствах» того или иного образа — пусть небольшого (а на долю Раневской зачастую выпадали именно эпизоды), но в интерпретации Фаины Георгиевны всегда обретавшего человеческую, как правило, обаятельную основу.

Есть распространенное мнение, что фотографии не отражают суть артистических созданий. Не то с Раневской. И посетители выставки могут в этом еще раз убедиться, если тщательно рассмотрят представленную на ней обширную «галерею» выразительных фотографий актрисы, запечатлевших ее в различных, неизменно разноплановых ролях. Здесь и знаменитые, сыгранные на сцене Театра имени Моссовета Манька-спекулянтка в «Шторме» В. Биль-Белоцерковского, Этель Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» Дж. Патрика, Люси Купер в спектакле «Дальше – тишина» В. Дельмар и известные лишь профессионалам Васса Железнова в одноименной сценической версии пьесы М. Горького в ЦТКА, Берди в «Лисичках» Л. Хэлман (Московский театр драмы). А также — Мачеха в фильме «Золушка», Роза Скороход в картине «Мечта», Ляля в кинокомедии «Подкидыш»… И даже Статистка в поставленной в Летнем театре в Малаховке пьесе Л. Андреева «Тот, кто получает пощечины». Кстати, в «Тоте» ее отметил великий Илларион Певцов, предрекший начинающей и очень трепетно относившейся к своему делу актрисе большое будущее.

Благодарную память об Илларионе Николаевиче Фаина Георгиевна сохранила до конца своих дней. Равно, как и о своем главном педагоге Павле Леонтьевне Вульф, Константине Сергеевиче Станиславском и Василии Ивановиче Качалове, Александре Яковлевиче Таирове и Алисе Георгиевне Коонен, Анне Андреевне Ахматовой и Ольге Федоровне Берггольц, Аркадии Исааковиче Райкине и Василии Васильевиче Меркурьеве, Соломоне Михайловиче Михоэлсе и Елене Владимировне Юнгер, других выдающихся личностях. Их портреты с комментариями самой актрисы составляют важную часть экспозиции, где нашлось место видео с отрывками фильмов с участием Раневской и пространному телевизионному интервью Фаины Георгиевны, которое в рамках передачи «Искусство актера» взяла у нее театровед Наталья Крымова, книгам из личной библиотеки Раневской и даже фрагменты ролевых тетрадей Фаины Георгиевны. Рассматривая последние, с удивлением отмечаешь, что роль Люси Купер из спектакля «Дальше – тишина» была переписана Раневской от руки и вся испещрена ее подробными пометками. И уже в который раз восхищаешься старой актерской школой, предполагающей тщательную, скрупулезную внутреннюю работу, вполне сравнимую с процессом рождения и воспитания ребенка. Прикоснуться к биографии одной из наиболее значительных представительниц данной, увы, почти ушедшей творческой генерации позволяет настоящая, подготовленная с любовью к ее героине выставка, обещающая стать заметным событием уходящего лета и середины стремительно наступающей осени.

 

Авторский вариант статьи, опубликованной в «Театрал-онлайн» от 31.08.2016 года.

Выставки