НЕИЗВЕСТНАЯ АННА ПАВЛОВА

В ГЦТМ имени А. А. Бахрушина почтили память великой балерины

Причем, сделали это не посредством традиционного вечера, а при помощи хотя и «датской», приуроченной к 135-летию со дня рождения Анны Павловой, но отнюдь не формальной выставки. Особый подход к ее организации ощущается во многом. И в том, что под экспозицию отведен зал Восьмигранник главного здания музея. И в стильном, выдержанном в розово-лиловых тонах (между прочим, популярных в начале прошлого века, в годы расцвета таланта Павловой) оформлении этого зала. И в намеренной компактности выставки, призванной согласно легкости, эфемерности балетного искусства лишь «нанести» некие «штрихи» к «портрету» ее героини.

При этом экспозиция чрезвычайно содержательна и рассчитана на интерес самых различных категорий посетителей. Практиков балета, его теоретиков, балетоманов, а также людей, может быть, далеких от сферы культуры, но восприимчивых к любым проявлениям прекрасного. Первым выставка должна в очередной раз напомнить о той, чье имя стало своеобразным символом балета. Последним — позволить прикоснуться к избранным «страницам» ее биографии.

Биографии короткой, всего-то сорокадевятилетней, но одновременно очень насыщенной, яркой, как известно, из ряда документальных источников, состоявшей из борьбы за право реализовать свое призвание, триумфов, новаторских творческих поисков и вместе с тем душевных травм, физических недугов, не помешавших, однако Анне Павловой быть одержимой профессией. В ней Павлова, кстати, превыше всего ценила искренность, считая данное качество доминирующим в своей индивидуальности.

Именно это и покоряло в Анне Павловой ее современников. В том числе: балетмейстера и педагога Энрико Чекетти, режиссера В. И. Немировича-Данченко. Плакаты с их восторженными отзывами о балерине вкупе с выдержками из высказываний самой Павловой являются важной частью выставочной композиции. В «фокусе» же ее, несмотря на наличие редких рукописных документов (а среди них — письма Павловой к Алексею Александровичу Бахрушину, основателю музея), выполненных С. Н. Судьбининым выразительных скульптурных групп, подлинных вещей Анны Павловой и деталей ее театральных костюмов, оказываются фотографии балерины.
Фотографии периода обучения в Санкт-Петербургском хореографическом училище и выступлений на подмостках Мариинского театра. Здесь же портреты Анны Павловой вне сцены, глядя на которые нельзя не восхититься естественностью Павловой, отсутствием в ее облике заносчивости, высокомерия, увы, нередко свойственным знаменитым персонам. А еще замечаешь, что на этих, жизненных снимках у Анны Павловой, как правило, грустные глаза, которые приобретали совсем другое, особенно одухотворенное выражение тогда, когда она находилась в сценических образах — Одетты из «Лебединого озера» П. И. Чайковского, Жизели из «Жизели» А. Адана.
И, конечно, центром экспозиции становится ее Лебедь из сочиненной Михаилом Фокиным хореографической миниатюры «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса. «Бессмертный лебедь» (так, собственно, и называется выставка) — вершинное создание уникальной балерины и большой актрисы, возвышенному, благородному воздействию которого на зрителя и сегодня не мешает даже несовершенная запись на кинопленку.

Ее тоже можно увидеть в ГЦТМ. Благодаря установленным в выставочном зале плазменным панелям. На них и транслируются отрывки из подготовленной одним из телевизионных каналов передачи, посвященной Анне Павловой — легенде и славе мирового балета.

«Театрал-онлайн» от 12.03.2016 года.

Выставки