ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН

Сергей Коробков «Лицо Арлекина. Повесть об артисте Евгении Князеве», М., «Навона», 2021

 

         Это необычная книга. Не театроведческое исследование, не монография, а художественное произведение, посредством которого Сергей Коробков хочет поведать не о себе, не о собственных комплексах и фантазиях (как это часто бывает, когда встречаешься с сочинениями, посвящёнными людям искусства), а о том, кто ему интересен.

     Впрочем, в данном случае уже выбор героя способен многое сказать об авторе. А он в очередной раз подтверждает свою репутацию критика-интеллигента, в чьих статьях не найти даже малейшего намёка на ангажированность, на принадлежность к каким-либо интригам. Иначе не сосредоточил бы наше внимание на Евгении Князеве — человеке не скандальном, по большому счёту не медийном, заслужившим зрительское признание исключительно созданием значительных образов в телевизионных многосерийных фильмах. И — наряду с тем Князев принадлежит к числу наиболее авторитетных и уважаемых коллегами представителей актёрской профессии, являясь народным артистом России, лауреатом Государственной премии РФ, обладателем целого ряда профессиональных наград, коренным вахтанговцем с сорокалетним стажем, ректором Театрального института имени Б. В. Щукина.

      И этот солидный статус Князева казалось, должен был бы придать содержанию изрядную долю пафоса. Однако ничего подобного нет в настоящей книге, больше напоминающей роман, чем повесть. И, по замыслу Коробкова, она позволяет нам «посмотреть на Князева его же глазами». Поэтому для повествования им и предложена форма монолога главного персонажа книги.

     Естественно, что основан он на тщательно проработанном Сергеем Коробковым обширном, имеющем отношение к биографии Евгения Князева документальном материале. В том числе: на фрагментах его интервью, выдержек из рецензий на спектакли с участием артиста и теоретических рассуждений о природе вахтанговского направления в искусстве, обращений Князева к студентам. Но это не добавляет и капли нарочитой, если можно так выразиться, учёности содержанию книги, которая воспринимается свободно, «на едином дыхании».

      Словно не Коробков, а сам Князев приоткрывает завесу в свой внутренний мир со всеми его сомнениями и надеждами, иллюзиями и разочарованиями, потерями и обретениями, яркими впечатлениями, страхами, победами над самим собой…

     И последние, как становится ясно по ходу знакомства с книгой, имеют особое значение для артиста, путь которого к любимому делу был, мягко говоря, непростым.

     Всё-таки он поступил в Вахтанговскую школу уже будучи выпускником крупного технического ВУЗа в родной Туле и право на второе образование ему пришлось доказывать не только перед входившими в состав приёмной комиссии мастерами прославленной сцены, а сначала перед чиновниками Министерства культуры.

      Но, как ни странно, на страницах книги не встретить жалоб Князева на это и иные испытания. Зато в избытке — его подчас парадоксальные выводы из жизненных «уроков», позволяющих ему постепенно все кажущиеся неудачи «переплавить» в творчество. А это очень ценно, если речь идёт о ролях, сыгранных в театре и, прежде всего, в спектаклях по классическим произведениям.

     Они, кстати, и преобладают в (приведённом в качестве приложения к книге) «послужном списке» Евгения Князева, который при бесконечной преданности профессии чрезвычайно дорожит своей семьёй. И тут важно, что все её члены — супруга, Елена Александровна Дунаева, дочери — Александра и Ася, тоже причастны к театральной сфере и безусловно понимают на каком эмоциональном накале приходится ежедневно существовать артисту.

      Благодаря Коробкову это могут ощутить и читатели, «широкому кругу» которых адресована книга.

     Жаль, правда, что стоит она, мягко говоря, дороговато. Конечно, издательская группа «Навона» потратила немало денег на качественную печать, на иллюстрации, позаимствовав роскошные фотографии из архива Театра имени Вахтангова и личного архива Евгения Князева. Но это вряд ли успокоит любителей театра. Они же, как правило, не слишком богаты и приобрести книгу С. Коробкова наверняка мало кто из них способен себе позволить. Хотя именно данной части читательской аудитории она нужна в первую очередь.

Театральная лавка