ОСКОЛКИ ТЕАТРАЛЬНОЙ АТЛАНТИДЫ

«Уничтожены, но не забыты.… Из истории государственных еврейских театров в СССР». Выставка в РГБИ

 

 

Начать хочется с того существенного факта, что настоящая выставка не была «приурочена» ни к какой «круглой дате». И это напомнило нам о постоянном, не зависящем от разного рода громких юбилеев интересе к еврейскому театру руководства Российской библиотеки по искусству, ставшей, кстати, в 2000-ом году даже инициатором проведения в Москве Международных Михоэлсовских чтений.
На этот раз «в фокусе» организаторов нынешних, уже девятых по счету подобных «чтений» как раз оказались «национальные театры в контексте многонациональной культуры». Тема очень интересная, не достаточно изученная нашим отечественным театроведением, а в том, что касается еврейского театра, еще и «окрашенная» в особые, пронзительные «тона».

Все-таки еврейский театр в период советской власти был неразрывно связан с напряженной, стоит даже сказать взрывоопасной политической ситуацией в Советском Союзе в начале двадцатых — конце сороковых годов прошлого века.

Для СССР еврейские театры в течение нескольких десятилетий являлись своеобразными парадными «вывесками», которые должны были свидетельствовать о благожелательном отношении государства к евреям. А вскоре после окончания Великой Отечественной войны они были ликвидированы в результате «прокатившейся» по стране мощной «волне» антисемитских кампаний.

Убийство Соломона Михайловича Михоэлса в Минске, 13 января 1948-го. Арест и расстрел (вместе с известными писателями, членами Еврейского Антифашистского комитета) Вениамина Львовича Зускина в Москве, 12 августа 1952-го. Закрытие столичного ГОСЕТа, в декабре 1949-го. Вот самые значительные, можно сказать, роковые события в летописи еврейского театра, за короткий временной промежуток потерявшего двух своих главных «действующих лиц», одного из которых, Михоэлса, друзья считали «мозгом ГОСЕТа», другого, Зускина, — его «душой и сердцем».

Они и на сцене составляли чрезвычайно органичный дуэт, а в спектакле «Путешествие Вениамина Третьего» по М. Мойхер-Сфориму, как заметил в своей монографии о ГОСЕТе Владислав Иванов, Михоэлс-Вениамин и Зускин-Сендерл и вовсе представляли собой некое единое существо под названием «Михоэлс-Зускин». Да и в поставленном С. Э. Радловым шекспировском «Короле Лире» Шут-Зускин был «вторым я» Лира-Михоэлса.

Запечатленные на фотопленку изображения этих артистов в самых своих, пожалуй, известных ролях украсили пространство данной, небольшой, рассчитанной всего-то на один зал, но, тем не менее, чрезвычайно содержательной выставки. Потому что ее организаторы (а это помимо сотрудников РГБИ — их коллеги из Еврейского музея и Центра толерантности), пусть и кратко, но все же рассказали о многом.

И в первую очередь — об Алексее Михайловиче Грановском, создателе не только ГОСЕТа, выпускнике Театральной школы Андрея Петровского в Петербурге и мюнхенской академии Макса Рейнхардта, режиссере, определившем неповторимый, намеренно эклектичный творческий «почерк» этого коллектива. Театра, призванного в отличие от избравшей сугубо «библейскую направленность» Габимы, посредством смешения различных сценических жанров«фиксировать жизнь еврейского местечка», где всегда находилось место поэзии и лирике (как в упоминавшемся «Путешествии Вениамина Третьего»), невероятным, почти сказочным превращениям (сродни тем, что оказывались в центре темпераментной «театральной игры» по А. Гольдфадену под названием «Колдунья»), высокой трагедии (как в «Боге мести» Ш. Аша)…. Недаром, по мнению того же Иванова, в сознании Грановского местечко ассоциировалось с целой Вселенной.

На выставке мы увидели фотопортреты самого Грановского, его соратников в деле строительства нового театра, а также — эскизы художников с мировыми именами, которые сотрудничали с режиссером, статьи и книги о ГОСЕТе, помещенные в нескольких застекленных витринах. С уважением отнеслись авторы выставочной композиции не только к ведущим мастерам театра — Михоэлсу и Зускину, но и ко всем его артистам, отведя под их фотографии отдельный стенд.

Однако, отметив приоритет московского ГОСЕТа, в РГБИ отдали должное и государственным еврейским театрам в Белоруссии и Украине, Азербайджане и Узбекистане. Ведь при всем повышенном внимании к громким достижениям легендарной столичной труппы, они сумели, как указано в предваряющей просмотр краткой аннотации, «выработать собственный стиль, найти своего зрителя и прославиться».

Возможно, для кого-то это стало открытием. Для кого-то — «повторением пройденного». Но, наверняка, у всех, кому довелось посетить эту выставку, создалось впечатление, что им позволили «прикоснуться» к осколкам некой театральной Атлантиды, которой, как еще раз доказала РГБИ, в отличие от Атлантиды мифической не грозит кануть в Лету. Благодаря памяти, не подвластной ни разрушительным веяниям времени, ни крупным экономическим кризисам.

Авторский вариант статьи,
опубликованной в «Театрал-онлайн» от 15.12.2015.

Выставки