«КОЛЬЦЕВОЙ СЮЖЕТ»

Элла Михалева «Юрий Любимов в зеркале Вахтанговской сцены», М., «Театралис», 2019

 

           Так автор книги логично называет одну из «глав» биографии ее героя, которая, действительно, начиналась на подмостках легендарного столичного театра на Старом Арбате и там же завершилась.

           Тема эта серьезная, но до конца не изученная. Хотя отголоски ее не раз возникали в интервью и воспоминаниях самого Юрия Любимова, в мемуарных устных и печатных репликах о Юрии Петровиче его современников, которым довелось общаться с режиссером вне сцены и сотрудничать с ним.

         Словом, Элла Михалева не единственная, кто прикасается к истории отношений Театра имени Евг. Вахтангова и Юрия Любимова, в 1934-ом приступавшего к постижению азов актерского ремесла в Школе при МХАТе-2, а после его закрытия продолжившего в 1936-ом этот процесс в вахтанговском училище. Но рассмотреть настоящий вопрос подробно решилась только она, будучи, кстати, специалистом по творчеству режиссера в целом.

         И это наверняка привлечет к книге Михалевой внимание тех, кто по-прежнему дорожит всем, что связано с именем Юрия Петровича Любимова, которое с годами и случившимися в последний период его жизни скандалами ничуть не потускнело.

         Сейчас же у нас появляется шанс пополнить свои знания о Любимове — актере, которому популярность принесли комедийные роли в кино, но именно в Театре имени Вахтангова он попробовал свои силы в разных амплуа, включая и героико- романтическое. Но главное, что благодаря Михалевой можно проследить за тем, как формировался памятный по спектаклям Театра на Таганке необычный, имевший и вахтанговские корни «почерк» Любимова- режиссера, которым Юрий Петрович, оказывается, «был всегда», судя по парадоксальному признанию старейшего артиста театра Евгения Федорова.

       Издание вообще изобилует подлинными свидетельствами вахтанговцев, что естественно. Все-таки, согласно предваряющей повествование заметке Эллы Михалевой, ее книга увидела свет при непосредственной и активной поддержке театра, став очередной частью его отдельной, совместной с издательством «Театралис» программы. И это практически — за небольшим исключением — гарантировало точность обширного информационного материала, помещенного в книге, которая читается с интересом, но воспринимается отнюдь не безоговорочно.

       Вероятно, проблема кроется в избранном Эллой Михалевой жанре, представляющем собой странное сочетание сугубо театроведческого исследования и расширенного биографического очерка.

       Последний предполагает наличие лирических отступлений, бытовых, похожих на байки фактов. И тут книга «Юрий Любимов в зеркале Вахтанговской сцены» — не исключение. А это смущает. Особенно, если учесть ее изначальную просветительскую направленность.

        Впрочем, справедливости ради стоит заметить, отход от строгих канонов имеет отчасти и положительный эффект, давая возможность прикоснуться помимо профессиональных качеств Любимова к свойствам его личности, из которых более всего покоряют тяга Юрия Петровича к самосовершенствованию, стремление не останавливаться на достигнутых успехах. Импонирует и способность Любимова отдавать приоритет делу.

      Убедиться в этом в полной мере позволяют датированные 1951-1959 протоколы художественных советов театра с участием Юрия Любимова, чьи выступления отличало неравнодушие к нуждам коллектива, которому Юрий Петрович — по совместительству еще и заведующий труппой театра, отдал в общей сложности двадцать лет.

   Присутствие протоколов в этой стильно оформленной художником Александрой Осеневой и подготовившим к публикации архивные снимки фотографом Валерием Мясниковым книге не удивляет, по причине их сугубо деловой сущности. Подборка же рецензий на спектакли с участием Юрия Любимова и отзывов о его, датированным 1959-ым режиссерском дебюте, спектакле «Много ли человеку надо?!»  по пьесе А.А. Галича, слегка напрягает.

      Конечно, как пишет Элла Михалева, по прессе имеет смысл судить о противоречиях времени, выпавшего на долю Любимова-вахтанговца. Однако, размышляя об актерских работах Юрия Петровича и о его первых режиссерских шагах, она, по всей видимости, опиралась на те же самые тексты, и помещать их в книге целиком, наверное, было лишним. Ведь в данной ситуации рассуждения Михалевой выглядят лишь преамбулой к этому своеобразному дайджесту, что невольно умаляет ее заслуги.

     Материала же об осуществленной в 2012-ом у вахтанговцев постановке «Бесов» по роману Ф. М. Достоевского наоборот не хватает. Но, скорее всего, Михалева пошла на этот шаг намеренно, потому что спектакль Юрия Любимова до сих пор входит в вахтанговский репертуар. И каждый желающий может составить о нем собственное мнение.

       А пока почти до слез трогает рассказ о выпуске «Бесов». Уж больно пронзителен пронизывающий его мотив состоявшегося по инициативе нынешнего лидера Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса возвращения Юрия Петровича Любимова в родные стены, где он неизменно был любим и уважаем.

       В театральной среде, известной своей изменчивостью, зачастую граничащей с пренебрежением к коллегам, верность встречается редко. Подобная, продолжительностью в несколько десятилетий — вдвойне.

        А жаль.

 

                                                  «Страстной бульвар, 10» № 10 за 2020 год.

Театральная лавка