ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

              Ее уважали все. И вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Потому что Волчек действительно была одной из самых авторитетных фигур в российской культурной среде, ценимых и коллегами, и публикой.

             Прежде всего, за преданность избранному еще в нежном возрасте делу. За верность единственному в биографии театру «Современник», к числу основателей которого Галина Борисовна принадлежала в 1956-ом году, впоследствии руководя коллективом в течение сорока семи лет, в 1972-2019-ом. За любовь к своим артистам, в каждом из которых, она видела индивидуальность, принимая близко сердцу помимо профессиональных также их семейные, бытовые проблемы. За постоянный, как правило венчавшийся приглашением на постановку в «Современник» интерес к творчеству успешных режиссеров и к дебютным опытам режиссеров молодых, между прочим, попадавших в зону внимания Волчек задолго до того, как это стало модной тенденцией. За то, что не стремилась к «мельканию» на экране, отдавая предпочтения выступлениям, которые давали возможность вспомнить о тех, кто ей был дорог или выразить свое мнение по самым больным темам нынешней действительности, но при этом избежать назидательности и пафоса. За отсутствие привычки заранее разъяснять смысл своих готовившихся к выпуску спектаклей, предоставляя нам право свободы восприятия.

          И за это доверие мы тоже были благодарны Галине Волчек, чьи режиссерские версии произведений отечественной и мировой классики или новых, мало кому известных пьес в большинстве своем оказывались некими пронзительными, иногда, впрочем, не чуждыми жесткости историями, посредством которых она «разговаривала» с залом о сокровенном. О почитаемых ею понятиях настоящей дружбы, силы подлинных чувств, умения не терять себя в, казалось бы, тупиковых ситуациях и «без надежды надеяться» на лучшее.

         Наверное, именно приверженностью мхатовскому направлению в сценическом искусстве не только по факту окончания соответствующей Школы-Студии, а по сути, Волчек была обязана подобным желанием наполнить свои спектакли «жизнью человеческого духа». А театральных и киногероинь — наделить неповторимыми женскими судьбами, порой не слишком удачными, но все же достойными, если не сострадания, то хотя бы понимания.

        И остается лишь пожалеть, что сыграла Галина Борисовна не так много, как хотелось бы поклонникам ее незаурядного, трагикомического дара. Но это был выбор Волчек — человека, справедливости ради стоит заметить особенного.

       Ведь сформировавшись в элитарном кругу, среди соратников отца — знаменитого советского оператора Бориса Израилевича Волчека, она никогда не отличалась высокомерием, которым обычно грешат выходцы из похожих семей. Вдобавок, будучи народной артисткой Советского Союза, Героем Труда России, обладательницей целого ряда высоких правительственных наград и лауреатом престижных премий Галина Борисовна сумела не превратиться в этакий «монумент». И уж, тем более, не стала всезнающим мэтром, не очерствела душой, сохранив готовность к изучению всего нового, непосредственность эмоциональных реакций, ощущение удивления красотой окружающего мира….

         Конечно, такие люди — редкость. Поэтому уход их воспринимается с болью. Так, словно это не общая, а твоя личная потеря.

                                      «Страстной бульвар, 10» № 5 за 2010 год

Память