ОБ АРТИСТАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО…

 «Первые сюжеты. Лица русской сцены на рубеже тысячелетий» в ГЦТМ

 

       Эта выставка проходит в Зале Восточного фасада Главного здания Музея имени А. А. Бахрушина. И организована она, как нельзя более кстати. Потому что сегодня едва ли не на всех отечественных театральных подмостках утвердился диктат режиссуры, вот и появилась необходимость отдать должное тем, кто самые смелые режиссерские замыслы, собственно, воплощает, попутно стараясь средствами своей профессии вести «разговор» на серьезные темы и с самими собой, и с нами, зрителями. И глубина этого «разговора» не зависит ни от возраста артистов, ни от объема сыгранных ими ролей, что, по всей видимости, принципиально для куратора выставки — театроведа Ольги Егошиной и художника Василины Овчинниковой. Недаром они не делят своих героев на молодых, пожилых и старых, на создателей центральных образов и исполнителей эпизодов, на обладателей высоких почетных званий, званий поскромнее или таковых не имеющих. А просто размещают по алфавиту фотографии «действующих лиц» своей масштабной (с использованием и афиш, и плазменных экранов с видеопроекциями из различных постановок) композиции.

      В том числе: занимающие большую часть выставочного пространства фотографические изображения и уже покинувших этот мир артистов, и их ныне здравствующих коллег. И это очень волнительно. Все-таки и в зрительском сознании они также едины. Как на огромном, имитирующем групповой снимок всех «участников» экспозиции панно, которое встречает посетителей при входе на выставку, в целом, увы, производящую достаточно противоречивое впечатление. Нередко оно и вовсе переходит в недоумение, отчасти связанное с небрежностью в подписях к некоторым фотографиям ( Виктор Добронравов из Вахтанговского театра стал «Добронравовой», а Марина Игнатова из БДТ имени Г. А. Товстоногова — «Игнатьевой»). Вдобавок и сам фотоматериал (справедливости ради стоит заметить, высокого качества) подобран странно. Почему-то в случаях с одними артистами здесь даны так называемые жизненные портреты, а с другими — портреты сценические или зафиксированные на пленку фрагменты из спектаклей с их участием.

       Так Эру Зиганшину мы видим в сцене из «Грозы» А. Н. Островского, где она играла Кабаниху. Но тот, кому не довелось застать спектакль Генриетты Яновской в афише МТЮЗа, вряд ли об этом догадается, так как под фотографией нет соответствующего пояснения. А названо только имя и фамилия актрисы. Рядом же с Зиганшиной находятся Виктория Верберг (Варвара) и Юлия Свежакова (Катерина) — тоже яркие представительницы своих актерских поколений, и, стало быть, упомянуть их было бы нелишне. То же самое относится и к Наталье Егоровой из МХТ, которая запечатлена на фото рядом с Дмитрием Дюжевым в отрывке из «Дворянского гнезда» по И. С. Тургеневу в режиссуре Марины Брусникиной. Но здесь указан один Дюжев (и то сам по себе, а информация о том, что он играет Лаврецкого, отсутствует), тогда, как у Егоровой в «Дворянском гнезде» одна из главных ролей, Марьи Дмитриевны Калитиной, матери Лизы. Кроме этого, Егорова — ведущая актриса МХТ на протяжении нескольких десятилетий и известна не менее, чем Дюжев. И по какой причине ее проигнорировали не понятно.

       Загадкой остается и сам принцип отбора «персонажей» для экспозиции — какой-то поверхностный, если не сказать конъюнктурный, предполагающий, как, к примеру, у Дмитрия Дюжева, факт наличия популярности, приобретенной благодаря не столько театральным достижениям, сколько участию в громких кинематографических и телевизионных проектах.

      Но Татьяна Панкова и Татьяна Еремеева, Людмила Касаткина и Нина Сазонова, Евгений Евстигнеев, Виктор Борцов и Михаил Козаков, Вячеслав Невинный и Андрей Толубеев, Наталья Гундарева и Георгий Тараторкин, Элина Быстрицкая и Эдуард Марцевич, Александра Назарова и Вячеслав Шалевич, Ольга Аросева и Игорь Кваша, Александр Потапов и Геннадий Бортников, Нина Дорошина и Анатолий Ромашин, Елена Майорова тоже были известны. И заслужили любовь публики и уважение критики своими сценическими работами. А их фотографий в выставленной в ГЦТМ актерской «галерее» не найти. Но особенно досадно, что нет фото корифеев сцены, до сих пор востребованных в профессии. Скажем, Марины Адашевской из БДТ имени Г. А. Товстоногова, Галины Короткевич и Тамары Абросимовой из Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, Веры Карповой и Бориса Улитина из Театра Комедии имени Н. П. Акимова, Галины Карелиной из Александринского театра, Татьяны Пилецкой из «Балтийского дома», Евгения Федорова из Вахтанговского театра, Александра Петрова и Марии Скуратовой из ЦАТРА, Юрия Каюрова из Малого театра, Веры Васильевой из Театра Сатиры, Владимира Андреева из Ермоловского театра, Нина Гуляева и Раиса Максимова из МХТ имени А. П. Чехова…  И этот список можно продолжать, так как, к счастью, «гвардия» старейших отечественных артистов своих высоких позиций не сдает. Их поддерживают «старейшины молодые» — Ольга Антонова, Людмила Полякова, Валентина Талызина, Евгений Стеблов, Борис Клюев….

      Конечно, музейное помещение имеет четкие размеры и, к сожалению, всех отметить нельзя. Но хочется понять элементарную логику куратора выставки, где подчас приходится сталкиваться с совсем уж необъяснимыми вещами. К примеру, приводится здесь среди прочих высказываний об актерском ремесле выдержка из рассуждений Виктора Гвоздицкого, а фотографии его нет. Висит портрет Аллы Покровской, а Алины Покровской нет, рядом с фотографией Юрия Соломина так и просится фотография Соломина Виталия, но ее там нет. Нет и фото Льва Борисова. Фото Евгении Симоновой есть, а фото Владимира Симонова отсутствует. Фото Кирилла Лаврова есть, а Татьяны Лавровой нет. Фото Игоря Яцко есть, а Александра Яцко нет. Фотография Агриппины Стекловой есть, а Стеклова Владимира — нет. Виктора Добронравова есть — а Федора Добронравова нет. Олега Ефремова есть, а Михаила Ефремова — нет. Фото Светланы Немоляевой есть, а Александра Лазарева-старшего и Александра Лазарева-младшего нет. Фотография Елены Яковлевой есть — а Яковлевой Алены нет. Но тут, видимо, как в ситуации с братьями Борисовыми, Соломиными, с отцом и сыном Ефремовыми, с отцом и дочерью Стекловыми решили, что на семью хватит и одного представителя, поместив фото Юрия Яковлева. Но, как говорится, и на том спасибо: Льва и Екатерину Дуровых, актерскую династию Коршуновых вообще не приняли в расчет. Да и Дарья Юрская уже давно — сложившаяся творческая личность, воспринимающаяся отдельно от своих знаменитых родителей, Натальи Теняковой и Сергея Юрского, и ее портрета явно не хватает в экспозиции. Как и фотографии Елены Поповой….

     Словом, чем подробнее знакомишься с выставкой, тем больше возникает вопросов к ее куратору, четко определяющему временные «рамки», которые охватывает экспозиция: с 1987-го (периода рубежного для всего отечественного театра раздела МХАТа) до наших дней. Однако тогда еще не начала стремительно редеть труппа легендарного товстоноговского БДТ. Еще были живы «старики» Малого театра — Елена Гоголева, Николай Анненков, Евгений Самойлов и театральную Москву не потрясли скоропостижная кончина Натальи Вилькиной и трагический, случившийся по причине несчастного случая уход Руфины Нифонтовой. Еще выходили на сцену Ермоловского театра — Всеволод Якут и Зиновий Гердт. На ермоловских же подмостках состоялся московский дебют питерца Сергея Дрейдена. А на стыке веков и в первое десятилетие века нынешнего зрителей радовали Людмила Макарова и Зинаида Шарко, Нина Архипова и Кира Головко, Галина Коновалова, Николай Пастухов и Изиль Заблудовский, другие мастера. Еще не отошла от репертуарного театра Екатерина Васильева и не разменивала свой незаурядный дар по многочисленным антрепризам и сериалам Васильева Татьяна. Но и они не попали «в фокус» внимания Ольги Егошиной и Василины Овчинноковой, которым, возможно, надо было выделить актерскую молодежь. И с этим не поспоришь — идти в ногу со временем правильно. И все же…

        Думается, никаких нареканий относительно содержания экспозиции не возникло бы, если из ее наименования устроители убрали словосочетание «первые сюжеты» (а «сюжетами» в старину называли актеров). Или — обозначили бы определенный «ракурс» для освящения заданной темы. Темы необъятной, ведь артистическими талантами наша страна никогда не была обделена. Сейчас же получается, что те, кого в ГЦТМ не забыли, — «властители дум», лидеры в своем деле. Но тогда какие «порядковые номера» заслужили остальные служители Мельпомены и Талии?

      Впрочем, так ли уж обязательно нам это знать? Мы же не привыкли расставлять артистов «по ранжиру», понимая, что каждый из них уникален, каждый прекрасен.

Выставки