С ЛЮБОВЬЮ ОСТАНОВЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ

    Нина Аловерт «Портрет театральной эпохи», Санкт-Петербург, «Балтийские сезоны», 2018 год

 

              Это необычная книга. Некий симбиоз фотоальбома и мемуаров. В области литературы о театре подобное сочетание встречается редко.

             А вот автор, Нина Николаевна Аловерт — личность в сфере культуры известная, если не сказать легендарная. Фотограф, театровед старшего, увы, почти ушедшего поколения, работы которой неоднократно публиковались в различных тематических газетах и журналах. Они и сегодня периодически появляются в СМИ. К тому же крупных российских и международных наград (в том числе: премий «Душа танца», «Бенуа де ля Данс», «Эмми») удостоены ее многочисленные труды, посвященные искусству балета.  

             Но начинался долгий и чрезвычайно плодотворный профессиональный «роман» дипломированного историка Нины Аловерт с театром с театра драматического. Было это в северной столице — родной для Нины Николаевны и по факту рождения в сентябре 1935-го, и потому, что, несмотря на постоянное, с 1977-го проживание в Америке, ее интересы по-прежнему неразрывно связаны с городом на Неве.

            На сей раз внимание Аловерт сосредоточено на «ленинградской сцене шестидесятых-семидесятых годов» прошлого века (так заявлено в подзаголовке к названию данной книги), когда она и стала активно сотрудничать с питерскими театральными коллективами.

           Причем, «в фокус» объектива Нины Николаевны попали театры, которые, по ее мнению, находились тогда практически «в тени» гремевшего на всю страну БДТ имени М. Горького, руководимого Георгием Александровичем Товстоноговым. Свое желание Аловерт объясняет стремлением, как бы громко и пафосно это ни звучало, восстановить справедливость.

          Конечно, это не способствует созданию общей «картины» тех времен, в результате чего перед нами оказывается не совсем полный «портрет театральной эпохи». А, скорее, пусть и нужные, важные, но все-таки «штрихи» к нему.

         Но, наверняка понимая это, Аловерт, остается верной собственному замыслу и все равно выводит на первый план персоны, к сожалению, в большинстве своем слегка забытых сегодня мастеров, которые  в пору ее молодости и зрелости украшали подмостки ведомого Николаем Павловичем Акимовым Театра Комедии. А также — Театра имени В. Ф. Комиссаржевской во главе с Рубеном Сергеевичем Агамирзяном и Театра имени Ленсовета, лидером которого был Игорь Петрович Владимиров. Еще один герой Нины Аловерт — Сергей Юрский. Отдельная «планета» в театральной Вселенной, «одинокий волк Акела», по меткому определению Нины Николаевны. Он и сейчас славой не обделен. Но Нина Аловерт предлагает нам прикоснуться не только к хорошо знакомым сторонам актерско-режиссерской биографии Сергея Юрьевича, относящимся к периоду его службы в товстоноговском БДТ, но еще и к не слишком подробно изученным театралами телевизионным и чтецким, концертным опытам Юрского.

          Так настоящее издание позволяет нам и получить ценные эстетические впечатления, и расширяет кругозор.

          Тем более, что все главы Нина Николаевна предваряет вступительными эссе, написанными и для того, чтобы поведать нам о тех или иных, на ее взгляд, важных, относящихся к конкретному временному периоду событиях, но главное — ради возможности выразить свою признательность всем, кто научил ее понимать театр, чувствовать его специфику. И, как следствие, — поблагодарить за пережитые потрясения артистов.

          А их она неизменно считала центральными фигурами театрального процесса. И не случайно при всем умении точно передавать на пленке образ спектакля (особенно это относится к целому ряду изысканных, лишенных конкретных бытовых примет режиссерским творениям советского «европейца» Николая Акимова) Нина Аловерт удачнее всего фиксирует именно отдельные актерские создания.

          И, наверное, тем, кому доведется взять этот альбом в руки (что, кстати, будет достаточно проблематично, если учесть его дороговизну и скромный, но вполне привычный сейчас тираж в пятьсот экземпляров) запомнится трагический лик артиста Театра имени В. Ф. Комиссаржевской Владимира Особика в роли Федора из «Царя Федора Иоанновича» А. К. Толстого. Или — озлобленное, с горящими каким-то не здоровым блеском глазами лицо тоже «комиссаржевца» Станислава Ландграфа, сыгравшего заглавную роль в спектакле «Забыть Герострата!» Г. Горина. Или — исполненное бездонного, едва ли не космического страдания фотографическое изображение Алисы Фрейндлих — Катерины Ивановны из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского в версии Театра имени Ленсовета, к которому Нина Аловерт, кажется, относится с особой симпатией.

          И это, в общем-то, закономерно. Слишком уж оригинальным было режиссерское мышление Игоря Владимирова, то и дело сознательно «бросавшего» своих артистов из одной сценической стихии в другую, что позволяло им ощущать себя органично и в драме (скажем, в «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика), и в музыкальных, (почитаемых публикой, но критически воспринимаемых прессой) спектаклях (вроде «Дульсинеи Тобосской» А. М. Володина).

         Все это нашло отражение в представленной Аловерт обширной подборке фотографий постановок Игоря Владимирова, которого Нина Николаевна, равно как и Сергея Юрского на съемках «Фиесты» по Э. Хемингуэю, смогла запечатлеть и в моменты репетиционных поисков. Такое удается не каждому фотографу.

          А еще на фотографиях Нины Николаевны Аловерт практически нельзя найти ни одного ракурса, который бы хоть как-то дискредитировал ее персонажей внешне. Умеет Аловерт в так называемых жизненных снимках «высветить» и их лучшие внутренние качества, в очередной раз заставляя нас задуматься о том, что для истинных художников профессия всегда важнее амбиций и обид.

            Как у того же Николая Акимова, который, как вспоминает Аловерт, не стал мстить предавшей его заведующей литературной частью Театра Комедии, а продолжал с ней сотрудничать. Да и сама Нина Николаевна, судя по ее свидетельствам, не единожды оказывалась выше нанесенных ей людьми и социалистической, не приемлющей эмигрантов системой глубоких душевных ран, которые ни в какое сравнение не шли с привязанностью к делу, которому она отдала всю сознательную жизнь.

         Словом, права Алиса Фрейндлих, считающая, что камерой Нины Аловерт движет, прежде всего, любовь, помогающая ей «останавливать самые-самые» из «прекрасных» театральных мгновений.

         Столь лестный отзыв Алисы Бруновны Аловерт приводит на страницах своей новой книги не для того, чтобы лишний раз подтвердить перед читателями свою значимость. Просто он очень дорог Нине Николаевне, как высшая оценка ее деятельности.

         Да и лучшего определения творческого кредо Нины Аловерт действительно не найти.

 

                                                  «Страстной бульвар, 10» № 6 за 2019 год.

Театральная лавка