О БОРЦОВЕ — С ЛЮБОВЬЮ

«Библиотека Малого театра»  пополнилась книгой об одном из его корифеев

 

         К сожалению,  до традиционно корифейского возраста он не дожил, уйдя в семьдесят три года, которые, как известно, являются далеко не предельно ветеранскими для Малого театра. Но в летопись старейшего столичного театрального коллектива этот артист внес столь значительный вклад, что действительно позволяет отнести его к категории «столпов» труппы, ее украшением на протяжении полувека, с 1957 по 2008. И вовсе не случайно решено было посвятить ему уже второе по счету издание после выхода в 2003-ем компактной, размером в авторский лист монографии, принадлежащей перу Ольги Петренко.

       Новая же книга сравнима с настоящим фолиантом, внешне соответствующим богатырской фактуре его героя. Это солидный, роскошно оформленный (художник — Наталья Мельгунова) посредством раритетных фотографий том (правда, выпущенный минимальным, но уже привычным на сегодняшний день тиражом всего в пятьсот экземпляров) с необычным названием. А оно похоже на некое виртуальное обращение к центральному персонажу повествования: «Виктор Андреевич, выйдите на первый план».

       Эту шутливую реплику наверняка оценил бы сам Борцов, обладавший отличным чувством юмора. Думается, понравится она и читателям, которые без труда смогут «расслышать» в ней некий парафраз настоятельной просьбы Маргариты Павловны-Инны Ульяновой к своему  избраннику, Савве Игнатьевичу-Виктору Борцову из фильма Михаила Козакова «Покровские ворота», принесшего популярность многим участникам актерского ансамбля. В том числе: и Борцову.

      Однако в конце титульного предложения почему-то нет присущего оригиналу восклицательного знака, который как нельзя лучше ответил бы самому духу книги, призванной более чем решительно подать персону Виктора Борцова, как говорится, «крупным планом», во всем масштабе и блеске его незаурядной индивидуальности. К тому же книга буквально пропитана любовью к Виктору Андреевичу, а порой и вовсе восхищением этим артистом.

      На 20 мая 2018-го выпала десятая годовщина со дня его кончины. С этой «круглой и, увы, печальной датой почти совпал и выход книги Галины Полтавской и Натальи Пашкиной, которую, справедливости ради надо заметить, правильно было бы считать сборником. Все-таки помимо написанного ими подробного (местами грешащего длиннотами потому что, скажем, предпринимаемый авторами экскурс в историю родного для артиста Оренбурга, погружение в детали биографий театральных педагогов Борцова или пересказ содержания хрестоматийных произведений невольно отвлекают от основного «сюжета») жизнеописания артиста здесь присутствуют и очерки о Викторе Андреевиче, подготовленные хорошо знавшими его людьми.

       Театралам со стажем обе эти части напомнят о том, каким уникальным даром обладал Виктор Борцов — образцовый характерный артист, по мнению Василия Бочкарева, на протяжении всей карьеры  не взявший ни одной фальшивой «ноты», и, который, как уверяет Людмила Титова «играл, как дышал — естественно и просто». А те, кто знает Борцова исключительно по кинематографическим работам, найдут здесь немало ценной информации о сценических созданиях Виктора Андреевича, список которых в качестве приложений помещен в конце книги.

      Этот список, достаточно внушителен и разнообразен, в чем нет ничего удивительного, ведь Борцов был подлинным рыцарем театра. И — человеком, который, получив прекрасное образование в стенах Училища имени М. С. Щепкина (именно так в знак уважения к великому артисту, наверное, следует всегда именовать это старейшее творческое учебное заведение страны, а не фамильярно «Щепкой» и даже без кавычек, как это порой делают Г. Полтавская и Н. Пашкина) на курсе В. Н.Пашенной и М. Н. Гладкова, во многом, как принято с недавних пор говорить, сделал себя сам.

     В процессе знакомства с книгой понимаешь, что случилось это по причине постоянного стремления артиста к совершенству и его, не проходившему с возрастом интересу ко всему новому, что появлялось в сфере культуры и искусства — к спектаклям, кинокартинам, книгам.

     Подобное свойство всегда было редкостью среди артистов, которые, как правило, замкнуты на себе и чрезвычайно ревнивы к чужим успехам. А Виктор Борцов наоборот неизменно радовался творческим победам товарищей по актерскому «цеху». Чтобы в этом убедиться имеет смысл обратиться к опубликованному в книге монологу Виктора Андреевича, который был помещен в третьем номере журнала «Станиславский» за 2007-ой год, где Борцов с восторгом рассуждал о Борисе Ливанове и Дмитрии Журавлеве, Виталии Доронине и Павле Луспекаеве, об иных кумирах своей молодости, находя при этом добрые и точные слова и о  ровесниках (например, об Алисе Фрейндлих). И — о младших коллегах, выделяя Виктора Сухорукова, Владимира Ильина, Романа Мадянова.

     А Александр Коршунов размышляет о том, с каким вниманием относился Борцов к юным дарованиям в Малом театре, о готовности Виктора Андреевича всегда прийти им на помощь, каждого нуждающегося в этом начинающего артиста поддержать полезным советом, ободряющим, придающим уверенность словом.

    И это приятно, так как характеризует Борцова с самой лучшей стороны, убеждая вдобавок в правоте позиции художественного руководителя Малого театра, однокашника Виктора Андреевича Юрия Соломина (высказанной им в предисловии к книге), который уверен, что артисту помимо овладения профессиональными навыками необходимо стараться состояться еще и личностно. Без этого зрительского признания не дождешься, что в очередной раз доказывает судьба Виктора Борцова, которому не только мастерство и природное обаяние, а еще и внутренняя наполненность помогли заслужить звание любимца зрителей нескольких поколений. И — практически идеального исполнителя требующих отдельного, глубинного подхода классических ролей. Особенно в пьесах А. Н. Островского, составлявших основу репертуара Виктора Андреевича, который был словно рожден для воплощения образов главного драматурга Малого театра. Об этом неоднократно упоминается на страницах сборника.

     А он, кстати, резко отличается от подавляющего большинства современных книг мемуарного толка, которые предлагают нам с позиции негатива смотреть на предмет разговора, с непременным смакованием его неудач, потерь, перечислением интриг и козней завистников.

     Все иначе с книгой о Викторе Борцове — по сути, светлой. Конечно, в Малом театре по-прежнему искренне скорбят о Викторе Андреевиче, сочувствуя пережитым им суровым испытаниям, но, не забывая и о том, что на его долю, тем не менее, выпало немало актерского и человеческого счастья. И это главное.

 

   Авторский вариант статьи, вышедшей «Страстном бульваре, 10» № 3 за 2018 год.

Театральная лавка