«МЕЛОДИЯ НА ДВА ГОЛОСА»

«Элеонора Дузе и Вера Комиссаржевская. Зеркальный взгляд». Выставка в ГЦМСИР

 

Экспозиция, явившаяся результатом сотрудничества целого ряда крупных отечественных музеев (в том числе: ГЦТМ, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, самого Музея современной истории России), европейских культурных центров и фондов, была организована в рамках Российско-итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ. Но, кажется, что для ее открытия не потребовалось никаких дополнительных «информационных поводов». Да и стоило ли эти «поводы» искать, если речь шла о героинях, интерес к личностям которых независимо от громких юбилейных «цифр» всегда оправдан?

Потому что они — легенды. И одни лишь их имена по-прежнему звучат подобно музыке, что особенно остро ощущают люди театра, которых соседство данных персон в одной афише вряд ли удивило. Все-таки этих актрис многое роднило.

Ведь и Элеонора Дузе, и Вера Федоровна Комиссаржевская появились на свет в театральных семьях. Биографии и одной, и другой не отличались благополучием. Обе были наделены редким даром «не играть, а жить» в «предлагаемых обстоятельствах» своих ролей, потрясая зрительские сердца. К тому же славились беспокойной, какой-то даже бунтарской «природой». Периодически разочаровывались в артистическом ремесле, оставляли сцену, но потом возвращались к своей профессии, будучи ведомыми стремлением утвердить в ней новые направления, создать собственные школы, где, по мнению   Евгения Александровича Зноско-Боровского (высказанного на страницах его книги «Русский театр начала XX» века), воспитывались бы «актеры-творцы» и совершенствовалась не техника, а душа. Вдобавок в том, что делали на подмостках Элеонора Дузе и Вера Комиссаржевская, наряду с перипетиями их судеб отразились и трагические изломы эпохи, на которую пришелся расцвет этих актрис. То есть на рубеж девятнадцатого и двадцатого столетий.

К этому, политически бурному и одновременно чрезвычайно богатому в творческом отношении историческому периоду авторы экспозиции предложили обратиться и нам. И, несмотря на то, что и Дузе, и Комиссаржевская никогда не оставались равнодушными к происходящим вокруг них событиям, — сосредоточиться исключительно на их артистической деятельности.

Недаром же расположили выставочную композицию несколько в отдалении от центральных залов, тематически посвященных различным этапам непосредственно российской истории и фактам сегодняшней реальности, в просторном светлом помещении. И этот интерьер способствовал тому, чтобы отрешиться от нынешней суеты и полюбоваться любопытными, подчас раритетными экспонатами: изысканными афишами спектаклей с участием Элеоноры Дузе и Веры Федоровны Комиссаржевской и принадлежавшими им вещами, а также деталями театральных туалетов и несценическими костюмами актрис. Изучить фрагменты рукописных документов и памятные марки с парадными изображениями Дузе и Комиссаржевской, выпущенные в Советском Союзе. Удалось познакомиться и с получасовым, датированным 1917-ым годом немым фильмом «Пепел» режиссера Артуро Амброзио по мотивам романа Грации Деледды, где снималась Элеонора Дузе.

Однако главной достопримечательностью выставки стал не этот, бесспорно абсолютный раритет, а обширная подборка фотографий.

Казалось бы, что за неожиданность? Так чаще всего и бывает. Именно фотографии, как правило, становятся центром большинства экспозиций. Все это верно. Но фокус в том, как подать эти фотографии небанально.

Сотрудники Музея современной истории России подошли к решению этой задачи достаточно изобретательно, расположив большинство имеющегося в распоряжении ГЦМСИР фотографического материала на двух противоположных стенах выставочного помещения.

И получились два панно. Первое составили разделенные старинным зеркалом портреты актрис в ролях. Второе — видеопроекции этих портретов

( Комиссаржевской-Нины Заречной из чеховской «Чайки», Ларисы из «Бесприданницы» А. Н. Островского, Норы из «Кукольного дома» Г. Ибсена, Дузе-Маргариты Готье из «Дамы с камелиями А. Дюма-сына, той же ибсеновской Норы), попеременно и чрезвычайно деликатно, исподволь, как будто по мановению чьей-то волшебной палочки появлявшихся на небольшом плазменном экране.

Итогом такого оригинального приема стал необычный эффект словно «сотканного» из двух «голосов» некоего пронзительного «монолога» о жажде счастья и понимания, о поисках своего жизненного предназначения. И еще — о необходимости вопреки всем преградам на данном, нелегком пути сохранить благородство помыслов, честь и достоинство….

Для тех, кому удалось эту своеобразную «мелодию», что называется, «расслышать» и внутренне прочувствовать, посещение настоящей выставки, наверняка, обернулось событием.

 

«Страстной бульвар, 10» № 5 за 2017 год

Выставки