«И КРЕПКА ТЮРЬМА, ДА КТО ЕЙ РАД!»

«Не все коту масленица» в Малом театре

 

Строка, вынесенная в заголовок рецензии на данный спектакль, является своеобразным иносказательным аргументом его главной героини — молоденькой, совсем не обеспеченной денежными средствами девицы Агнии, против утверждения зажиточного купца «в летах» Ермила Зотыча Ахова, что от всех бед в этом мире способно защитить только богатство. И, судя по ответной, одобрительной реакции, зал с Агнией согласен. Предложенное вниманию публики зрелище вообще воспринимается ею эмоционально, тепло. И это естественно. Ведь послужившая основой выпущенного в здании Малого театра на Ордынке спектакля пьеса «Не все коту масленица» принадлежит перу самого, вероятно, любимого зрителями разных возрастов и профессий российского драматурга — Александра Николаевича Островского, знатока сложных жизненных ситуаций и человеческих нравов.

Пьеса «Не все коту масленица» была написана Островским ровно сто сорок пять лет назад, в 1871-ом, впервые представлена в 1872-ом, конечно же, в Малом театре, по праву считающимся его родным творческим «домом». В последний по времени раз ее герои выходили на старейшие отечественные подмостки в 1973-ем, в постановке Виктора Хохрякова. Режиссером новой версии настоящего, наиболее востребованного сегодняшней сценой произведения «русского Шекспира» стал Виталий Иванов. Художником — Александр Глазунов, чье оформление, как это принято в Малом театре, по-хорошему традиционно, добротно, подробно. Благодаря чему по ходу спектакля мы поочередно видим то скромное, но аккуратное, даже по-своему нарядное жилище купеческой вдовы Кругловой, то просторную, но безвкусную комнату, входящую в необъятные покои Ахова. И все это обрамляют кулисы, щедро раскрашенные в яркие, солнечные краски золотой осени. Едва ли не самой волшебной поры года, когда уже нет жары, но холода еще не наступили, и в природе словно «разлито» ощущение вероятности чуда, предвкушения чего-то необыкновенного, сказочного. Подобное настроение поддерживает и слегка стилизованная под народные мелодии музыка Максима Дунаевского. Музыка светлая, радостная, лукавая, как нельзя лучше отвечающая стилю рассказанной Островским истории. Истории о внезапном зарождении нежных отношений между Агнией и Ипполитом — обаятельным и нелепым приказчиком Ахова, морально забитым своим хозяином, приходящимся ему еще и дальним родственником. Отношений, которые чуть не разрушили Ахов с его типичным для некоторых персонажей Островского «самодурством» и Агния, на какое-то мгновение соблазнившаяся возможностью выгодного брака с Ермилом Зотычем.

Сам Александр Николаевич считал пьесу «Не все коту масленица» этаким «этюдом», некими «сценами из московской жизни». Однако, Виталий Иванов, видимо, для того, чтобы заранее вызвать как можно больше зрительских симпатий, добавляет к авторскому определению жанра еще и слово «комедия». Но опытный зритель знает, что ничего чисто развлекательного в спектакле не будет. Все-таки в комедиях Островского наряду с явно смешными моментами, неизменно присутствуют элементы драмы, а иногда — трагедии. К тому же перед персонажами подобных сюжетов нередко встает серьезный вопрос выбора между материальной выгодой и потребностями души и сердца наряду с проблемой непременного сохранения своего личностного достоинства, с которой, кстати, зачастую приходится сталкиваться и нам, живущим спустя почти полтора века спустя после появления пьесы.  Так как по-прежнему власть предержащие стараются непременно унизить своих подчиненных, которые по причине воспитанности или в силу изначальной робости не в состоянии этому злу противостоять. И сейчас для того, чтобы изменить печальное положение дел многим порой приходится переступать через себя, проявлять хитрость, а то и вовсе (как Ипполит у Островского) идти на элементарный шантаж.

Но эта актуальность никак специально не подчеркивается в спектакле ни деликатной, исполненной  абсолютного доверия к зрителям режиссурой, ни увлеченной, темпераментной манерой актерского существования участников крепкого сценического ансамбля, каждый из которых заметен и интересен независимо от объема порученной ему роли. От Зинаиды Андреевой (Феона, ключница Ахова) и Натальи Борониной (Аглая, кухарка Кругловой), до Ирины Жеряковой (Дарья Федоровна Круглова), и Дарьи Мингазетдиновой (Агния), Глеба Подгородинского (Ипполит) и Виктора Низового, чья трактовка образа Ахова оказывается главной удачей спектакля Малого театра. К Ахову-Низовому на протяжении всего сценического времени испытываешь самые противоречивые чувства: от полного неприятия до искренней жалости. А «под занавес» спектакля, как это ни удивительно, — почти симпатии. Думается, что такая смысловая метаморфоза априори входила в планы артиста Виктора Низового и режиссера Виталия Иванова, объясняющих вздорный характер обманутого Ипполитом и отвергнутого Агнией Ермила Зотыча, прежде всего, его неприкаянностью, одиночеством, которому, тем не менее, согласно весьма заметной финальной благосклонности к Ахову Кругловой-старшей, скоро, наверняка, придет конец. И Ахов тоже обретет свое счастье.

И пусть это противоречит заложенной в первоисточнике нравоучительной интонации, а также — выработанной годами позиции Малого театра всегда оставаться верными и букве, и духу классических текстов, нам, зрителям, такой позитивный заключительный акцент спектакля очень важен. Мы же приходим в театр за надеждой, за зарядом положительной энергии, которой так не хватает в нынешней, прямо скажем, мало радостной, не слишком щедрой на приятные сюрпризы действительности.

 

«Страстной бульвар, 10» № 2 за 2016 год.

Рецензии