ФАИНА РАНЕВСКАЯ. «ПРИКОСНОВЕНИЕ К БИОГРАФИИ»

Выставка в ГЦТМ, приуроченная к 120-летию со дня рождения актрисы

 

Так генеральный директор Музея имени А. А. Бахрушина Дмитрий Родионов определил суть данной выставки, открывшейся 27 августа 2016-го года, то есть непосредственно в день, когда отмечалась «круглая дата», связанная с Фаиной Георгиевной Раневской, к чьему жизненному пути можно действительно не более чем «прикоснуться». Настолько он необычен и тернист, да и индивидуальность Раневской многогранна.

Хотя с последним аргументом сама Фаина Георгиевна, наверняка бы, не согласилась. Она же славилась повышенной, какой-то даже гипертрофированной требовательностью по отношению к себе, будучи абсолютно убежденной, что всего лишь «пропищала в искусстве».

Такой ироничный взгляд Раневской на собственную персону, видимо, вызвал наибольшую симпатию Ксении Лапиной и Людмилы Шемраковой — кураторов выставки. В результате чего в ее название они вынесли фразу самой Фаины Георгиевны: «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь».

Кстати, целому ряду метких, как правило, «окрашенных» в философско-грустные «тона» выражений Раневской отведено определенное место в выставочной композиции, организаторы которой, однако, не стали следовать наметившейся с некоторых пор негативной тенденции представлять Фаину Георгиевну исключительно автором многочисленных афоризмов, употребляемых по поводу и без такового. « В фокусе» здесь, прежде всего, оказалась Раневская — незаурядная трагикомическая актриса, помимо широкого диапазона обладавшая даром в полном смысле этого слова «вживаться» в «предлагаемые обстоятельства» своих ролей при отсутствии малейшего намека на игру.

Фаина Георгиевна, вообще, отрицала само это понятие применительно к актерской профессии. «Играют дети, в карты, на бегах», — рассуждала она в телевизионном интервью Наталье Крымовой, в котором позволила нам заглянуть в свое душевное «закулисье» со всеми его сожалениями о недостаточной актерской востребованности, сомнениями, комплексами и безмерным одиночеством.

Возможность пересмотреть эту памятную театралам со стажем передачу (а молодежи — познакомиться с ней) сотрудники ГЦТМ предоставили посетителям настоящей выставки, разместившейся в Лужнецком зале Главного здания Бахрушинского музея, большую часть пространства которого заняли фотографии Раневской в ролях.

Причем, театральные создания Фаины Георгиевны в ГЦТМ предпочли не отделять от ее кинематографических работ. И это логично. Все-таки в сердце актрисы они были рядом.

Матери с трагическими судьбами Люси Купер из спектакля Театра имени Моссовета «Дальше — тишина» В. Дельмар и Роза Скороход из фильма «Мечта», мудрая Бабушка из выпущенной в Театре имени А. С. Пушкина сценической версии пьесы А. Касоны «Деревья умирают стоя» и нелепая, вечно голодная, но при этом неунывающая Таперша из картины «Александр Пархоменко», несчастная, сломленная тяжелыми семейными ситуациями Берди из спектакля столичного Театра драмы «Лисички» Л. Хэлман, и вздорная, грубая Мачеха из кино-сказки «Золушка»….

Не забыта и бессловесная, безмерно влюбленная в Тота Статистка из поставленной в Малаховском Летнем театре пьесы «Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева, обернувшаяся дебютом Раневской на драматической сцене. В этой роли она была замечена и высоко оценена режиссером и исполнителем заглавной роли Илларионом Николаевичем Певцовым.

Певцова и Павлу Леонтьевну Вульф Фаина Георгиевна всегда причисляла к категории своих наставников в профессии. Их портреты и дополненные комментариями Раневской фотографические изображения дорогих ей людей — партнеров, коллег-артистов, режиссеров, поэтов, вместе с экспонатами из личного архива актрисы составили еще одну существенную грань экспозиции.

Именно она позволила в очередной раз убедиться в том, что, мягко говоря, вздорность натуры Раневской, ставшая предметом разного рода легенд, объяснялась ее творческим максимализмом (доказательством чего служат многочисленные подробнейшие пометки на листах ролевых тетрадей), нетерпимостью к проявлениям профессиональной лени и человеческой нечистоплотности. А помимо гордости и независимости характер Фаины Георгиевны отличался еще и умением быть искренне благодарной всем заставившим ее волноваться, чему-то научиться, узнать нечто новое, ранее неведомое.

Качества редкие, раритетные, равно как и личность самой Фаины Раневской, каждая пусть и виртуальная встреча с которой — будь то видеозаписи, радиоверсии спектаклей и фильмы с ее участием или выставки подобно той, что устроили в Бахрушинском музее, неизменно обогащает твой внутренний мир.

 

«Страстной бульвар, 10» № 2 за 2016 год.

Выставки