ПРИОБЩЕНИЕ К ВОЛШЕБСТВУ

  Обещает выставка Николая Акимова в Бахрушинском музее

 

Все началось с ряда удачных рекламных ходов, которые, впрочем, имеет смысл считать просто счастливыми совпадениями.

Взять хотя бы тот факт, что вернисаж состоялся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина 1 апреля, в традиционный День смеха, а, как известно, судьба Акимова была связана с комедийным жанром, по инерции считающимся жанром не совсем серьезным. Но Николай Павлович относился к нему с уважением, на практике доказав, что веселиться можно и нужно с умом, сохраняя достоинство и не опускаясь при этом до уровня пошлости и безвкусицы. Благодаря чему руководимый им в течение долгих лет (в 1935 — 1949, 1956 — 1968) Ленинградский Театр Комедии принадлежал к категории и самых интересных, и по-европейски стильных коллективов нашей некогда большой и единой страны.

А для посещения выставка была открыта 2 апреля, то есть в преддверии 115-летней годовщины со дня рождения Акимова, появившегося на свет в Харькове 3 апреля (по старому стилю) 1901-го года. К данной «круглой дате» и приурочена экспозиция, названная ее авторами также, как одна из книг Николая Павловича, — «Не только о театре».

И это верное решение. Все-таки Акимов был человеком всесторонне одаренным. Но главной страстью Николая Павловича являлась отнюдь не режиссура (которой, как он вспоминал в «Отрывках из ненаписанной автобиографии», занялся по воле обстоятельств, считая своими наставниками в режиссерской профессии… мастеров русского и мирового изобразительного искусства и драматургии и — «саму жизнь во всем ее разнообразии»), а живопись. Но вместе с тем, «начав случайно работу в театре», Николай Павлович «уже не смог из него выбраться». Исходя из этого, организаторы выставки нашли разумный компромисс, подав «крупным планом» плодотворную деятельность  Николая Акимова — театрального художника.

Вследствие чего в Лужнецком зале основного здания ГЦТМ мы не находим фотографий, запечатлевших фрагменты из постановок и самого Акимова (к примеру, легендарной «Тени» — философской «сказки для взрослых» Е. Шварца, в Театре Комедии или вызвавшей настоящий скандал, мягко говоря, нестандартной, обвиненной в формализме версии «Гамлета» В. Шекспира в Театре имени Евг. Вахтангова), и из спектаклей других режиссеров, оформленных Николаем Павловичем (например, «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве в интерпретации Рубена Симонова у тех же вахтанговцев). Едва ли не все выставочное пространство занимают эскизы Акимова, по которым ясно представляешь себе образ того или иного сценического действа. Действа необычного, как правило, не обремененного бытовыми подробностями, яркого, зачастую наделенного определенной долей волшебства (это более чем красноречиво подтверждает и фильм «Золушка», снятый Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро, который во многом из-за декораций и костюмов Николая Акимова задолго до колоризации воспринимался не черно-белым, а цветным).

Ощущение от соприкосновения с иной, фантастической реальностью вызывают и принадлежащие кисти Николая Акимова портреты близких ему людей. Портреты, в которых присутствуют одновременно и документальная точность, и свойственный Николаю Павловичу особый, независимый от различных мнений, остро-ироничный, взгляд на мир, на окружавших его выдающихся личностей.

А среди них были артисты и режиссеры, музыканты и драматурги, ученые. В том числе: Елена Юнгер и Ирина Зарубина, Лидия Сухаревская и Ольга Аросева, Аркадий Райкин и Сергей Филиппов, Николай Черкасов, Евгений Шварц, Александр Володин и Александр Гладков, Исаак Шварц и Евгений Мравинский, Георгий Товстоногов, Петр Капица и его сын Сергей. И еще — питерский художник Марина Азизян, ученица Акимова, куратор нынешней выставки.

Но почему-то под и портретами, и под фотографическими опытами Николая Павловича отсутствуют подписи. Правда, в том, что касается портретов, организаторы ограничиваются схемой с указанием номеров, однако номера не проставлены под самими портретами. Но ведь в ГЦТМ нередко приходят и те, кто не причастен к сфере культуры и науки. Конечно, они легко узнают изображение, скажем, Фаины Раневской, а почти забытого сегодня Вениамина Зускина без соответствующего указателя — вряд ли. То же и с акимовскими фотографиями, которые вдобавок и расположены достаточно высоко, и обладатели плохого зрения рискуют не рассмотреть их, как следует.

Подобные недочеты (вероятно, ставшие результатом торопливости, желанием сотрудников ГЦТМ поскорее представить нам плоды своего труда) несколько портят в целом позитивное впечатление от выставки. Потому что как-то не согласуются с личностью ее героя, каждое творческое начинание которого, судя и по свидетельствам современников, и по сложившимся в процессе экскурсии собственным наблюдениям, было отмечено неким  «знаком качества». Причем, безоговорочным.

Авторский вариант статьи, опубликованной в «Театрал-онлайн» 8. 04.2016 года

Выставки