АКТРИСА ИЗ «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

Татьяне Карповой — 100

В день юбилея Татьяны Михайловны телеканал «Культура» показал фильм режиссера Константина Юдина «На подмостках сцены», в котором она сыграла провинциальную приму Раису Сурмилову — особу капризную, вздорную, склонную к интригам, но не по причине вредности характера, а главным образом из-за неустроенности ее женской судьбы. Сыграла с блеском, в подробной, эксцентричной, слегка пафосной, но очень подходившей для водевильной стихии картины манере. И, хотя роль Сурмиловой была кинематографическим дебютом Карповой, она ни в чем не уступала другим, более искушенным в искусстве кино участникам актерского ансамбля — Василию Меркурьеву, Михаилу Яншину, Юрию Любимову…. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь лента датирована 1956-ым годом, а это значит, что к тому моменту Татьяна Михайловна уже сама принадлежала к когорте мастеров. Только известность ей, как это часто бывает, принесло не кино, а театр, о котором она, кстати, мечтала с раннего детства, прошедшего в Харькове. В Харькове Карпова, по ее собственным воспоминаниям, впервые благодаря домашним спектаклям почувствовала себя актрисой. Там же, в родном городе, будучи студенткой местного музыкально-драматического техникума, получила начальные уроки профессионального артистического ремесла.

Впоследствии в одном из интервью Татьяна Михайловна рассказывала, что именно от педагога техникума она узнала о Марии Ивановне Бабановой, у которой ей обязательно надо учиться. К этому совету Карпова отнеслась внимательно и уехала в Москву. Однако прежде чем оказаться в Училище при Театре Революции, где преподавала Бабанова, Татьяна Михайловна прошла прослушивание у Мейерхольда (между прочим, успешно), показывалась в Вахтанговском театре и даже во МХАТе. В результате ее приняли вольнослушательницей во МХАТе-2. Но потом она все-таки поступила на курс Марии Бабановой, по окончании которого, в 1939-ом, оказалась в труппе театра, с 1954-го носящего имя Владимира Маяковского и ставшего ее «домом». Ему народная артистка Советского Союза Татьяна Карпова, которую не раз приглашали в другие знаменитые театральные коллективы, верна всю жизнь.

И хотя в силу объективных обстоятельств она давно уже не занята в спектаклях текущего репертуара, театралы со стажем ее не забывают. Да это и невозможно. Слишком уж значителен вклад актрисы в славную летопись любимой несколькими зрительскими поколениями «Маяковки». Слишком обширен и разнообразен перечень созданных Татьяной Михайловной сценических образов. От образов лирических, драматических и даже трагических (некоторые из них перешли к Карповой, как говорится, «по наследству» от Бабановой — к примеру, Любка Шевцова в «Молодой гвардии» по А. Фадееву, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Таня в спектакле по одноименной пьесе А. Арбузова) до характерных, в связи с которыми в первую очередь стоит упомянуть о Большой Ма из «Кошки на раскаленной крыше» Т. Уильямса, о Реджине из «Королевы-матери» М. Сантанелли — последней по времени актерской работе Карповой.

«Королеву-мать» довелось посмотреть почти двадцать лет назад, в 1998-ом. Но до сих пор помнится деликатное партнерство Татьяны Михайловны с игравшим сына Реджины, Альфредо, артистом Сергеем Петровым. И та гамма эмоций, которую мы, зрители, испытывали по ходу действия по отношению к ее противоречивой героине, вызывавшей и ненависть, и восхищение. Осталось в памяти ощущение того, что посредством роли Карпова разговаривала со зрителями о чем-то сугубо личном, сокровенном, стараясь ничему не учить нас, не проповедовать, а просто ненавязчиво, но достаточно настойчиво «транслировать» мысль о необходимости поиска общего языка между близкими людьми. И, конечно, нельзя не сказать о достоинстве, с которым вела свою «партию» эта большая актриса — одна из ярких представительниц «золотого века» российского театра.

«Театрал-онлайн» от 8.01.2016 года.

Этюды об актерах