ХРУПКАЯ СИЛА ИННЫ ЧУРИКОВОЙ

Глядя на хрупкую, наверное, никогда не повышающую голос Инну Михайловну, тот, кто не посвящен в подробности жизни актрисы, вряд ли сумеет предположить, что профессионально состояться ей помог не только незаурядный талант, но и сильный характер. Ведь в биографии Чуриковой все хорошее происходит не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Так, выбор жизненного пути обусловлен не наследственностью (родители Инны Михайловны были далеки от искусства), а исключительно искренним порывом души, желанием вырваться из атмосферы серых будней и мысленно перенестись в возвышенный и прекрасный мир театра. Солидная фильмография красноречиво опровергает устойчивое мнение чиновников о некинематографичности внешности Чуриковой. К тому же многолетний семейный и творческий союз с режиссером Глебом Панфиловым и сорок два года службы в столичном «Ленкоме» под руководством Марка Захарова идут вразрез с досужими рассуждениями об актерской ветрености и изначальной готовности к изменам.

Да и возраст свой Инна Михайловна Чурикова никогда не скрывала. Ей – 72. И, судя по публичным высказываниям актрисы, каждым прожитым годом она гордится и не отказывается от выпавших на ее долю серьезных испытаний, которые Чурикова, как любая крупная личность, сумела обратить себе на пользу, сделать поводом к самосовершенствованию.

Последнее — естественно, если учесть тот факт, что Инна Чурикова — воспитанница школы Малого театра, ученица Леонида Андреевича Волкова и Вениамина Ивановича Цыганкова, других мастеров «Дома Островского», умудрявшихся при всей значительности, а иногда и подлинном величии собственных актерских достижений не зазнаваться, а постоянно находить возможности для внутреннего роста.

От корифеев старейшей отечественной сцены в индивидуальности Чуриковой — неослабевающая до сих пор тяга к психологической достоверности, к яркости, определенности внешнего «рисунка» роли независимо от ее объема. А от натуры самой Инны Михайловны — бесстрашие (не случайно ей так близка Жанна д Арк), стремление к существованию в самых разных, подчас, полярных творческих стихиях. От мелодрамы (где ей удается быть не сентиментальной и не пошлой) до самого, пожалуй, трудного жанра трагикомедии, а то и вовсе трагифарса, в стилистике которого выдержано большинство режиссерских работ Марка Захарова, часто именно Чуриковой доверяющего исполнение центральных ролей.

А еще Инна Михайловна неизменно по-человечески понимает своих героинь, старается оправдать и пожалеть их. Но главное для актрисы Чуриковой, которая, к слову, с иронией относится к часто употребляемому в связи с ней эпитету «звезда», — придавать каждому сценическому или экранному созданию позитивное звучание. То есть не просто «светить», но и «согревать» зрительские сердца, пробуждать в них добрые, светлые, благородные чувства. Редчайшее, надо сказать, качество.

 

«Театрал» декабрь 2015 года.

Этюды об актерах