ТРАГИК С ДУШОЙ ПОЭТА

В Малом театре отдали дань памяти Ярослава Барышева

Ярослава Павловича не стало в июне 2013-го. И вот спустя два года коллеги артиста по Малому театру вспоминали его на вечере, состоявшемся в камерном зале здания театра на Большой Ордынке.

К слову, подобные вечера стали традицией в коллективе Малого театра, в котором с почтением относятся к памяти ушедших из жизни мастеров. Героями предыдущих вечеров были Виктор Борцов и Эдуард Марцевич. И вот теперь — Ярослав Барышев, чье имя не так хорошо известно, как имена Борцова и Марцевича, ведь популярность, как правило, приносит кино. А Барышев практически не снимался. Но, скорее всего, не по причине отсутствия соответствующих предложений (их у Ярослава Павловича, обладавшего роскошными внешними данными, наверняка, хватало). Просто он был рожден исключительно для сцены, которую бесконечно любил. Любил свой единственный театральный дом — Малый театр.

Малому Барышев отдал полвека, будучи зачисленным в прославленную труппу в 1963-ем, после окончания Училища имени М. С. Щепкина, где ему посчастливилось учиться на легендарном курсе Николая Александровича Анненкова, выпускниками которого помимо Ярослава Барышева были Олег Даль и Виктор Павлов, Виталий Соломин и Михаил Кононов.О своеобразии этого курса, а также о первой крупной роли Барышева — Шекспире в спектакле «Человек из Стратфорда» С. Алешина, о разносторонности дарования артиста рассуждал во вступительной речи заместитель художественного руководителя Малого театра Борис Любимов. И его деловая и вместе с тем доверительная манера разговора со зрительным залом определила демократичную интонацию всего вечера и его теплую атмосферу, почувствовать которую можно даже по видеозаписи, размещенной на официальном сайте театра.

И это естественно, все-таки организаторами вечера — ведущим редактором пресс-службы Ольгой Петренко и начальником пресс-службы театра Максимом Рединым, руководили самые добрые намерения. Стремление предоставить товарищам артиста возможность публично восхититься мощным трагическим даром Ярослава Барышева и указать на то, как психологически точны были его актерские работы (в том числе: Освальд в «Привидениях» Г. Ибсена, Понтий Пилат в «Царе Иудейском» К.Романова., конечно же, Иоанн Грозный в спектаклях по произведениям А. К. Толстого «Князь Серебряный» и «Царь Иоанн Грозный»). Поразмышлять о тяге Ярослава Павловича к характерности, к ироничной окраске некоторых образов (и тут наиболее яркий пример — Беркутов из спектакля «Волки и овцы» А. Н. Островского). Рассказать о его личностном, сокровенном подходе к своим ролям и о способности играть, как бы ничего не играя (об этом таланте Барышева поведал Александр Коршунов). Наконец, познакомить зрителей со скрытыми от посторонних глаз гранями творческой индивидуальности Ярослава Барышева, всерьез увлекавшегося живописью и писавшего удивительные по своей искренности стихи. Их на вечере читал Василий Бочкарев.

Он, кстати говорил о Барышеве без напускной скорби. Говорил, прежде всего, как о состоявшемся артисте, оставившем заметный след в летописи Малого театра. В подобном, позитивном ключе были выдержаны и остальные выступления. И это во многом смягчило горечь, обычно присущую памятным мероприятиям, «окрасило» печаль в светлые «тона».

Майя Фолкинштейн.

Память