«ИМЯ ЭТОМУ ГРИМУ – ДУША»

Вспоминая Ирину Демину

 

Известие о кончине Ирины Ивановны пришло 2 июля 2011-го. В самый разгар московского межсезонья. Видимо, по этой причине почитатели таланта Деминой не смогли как следует проститься с актрисой, которую, к тому же, и похоронили не в Москве, а в ее родном Саратове, в котором 5 февраля 1945-го года она появилась на свет и в стенах местного театрального училища впервые всерьез приобщилась к театральному искусству. И несмотря на чувство горечи от невозможности отдать актрисе последний долг, такой тихий жизненный финал выглядел абсолютно логичным в случае Ирины Деминой, не принадлежавшей к числу «медийных» персон, будучи чуждой шумихе и пафосу, увы, нередко присущих поведению ее коллег.
Кстати, помнится, кто-то из них однажды назвал Ирину Ивановну «непризнанной Гретой Гарбо». И это высказывание показалось не совсем точным (потому что актрису ЦАТРА Ирину Демину в зрительских и профессиональных кругах знали и ценили). Но одновременно вопреки его ярко выраженной ироничной интонации — вовсе не лишенным смысла.

Так как и у Ирины Деминой каждая роль тоже представляла собой некий айсберг. И у любой ее героини была непременная сердечная тайна. И во всех ролевых партитурах Деминой ощущалось мощное личностное начало, ищущее от внутренней содержательности самой актрисы.

Только у Ирины Ивановны все эти редкие качества были утеплены неизменной душевностью. Но при всей своей эмоциональности, она, тем не менее, все равно сохраняла чувство меры и такта, с особой тщательностью подходила к отбору выразительных средств, в различных «предлагаемых обстоятельствах» сохраняя естественность. И — играла, как бы ничего не играя, что, наверное, было отчасти необычным для выпускницы вахтанговской театральной школы (а Демина помимо Саратовского училища окончила еще и столичное Училище имени Б. В. Щукина, где ей посчастливилось учиться на курсе легендарного педагога Веры Константиновны Львовой) с ее непременной, какой-то даже вызывающей театральностью.
Вдобавок почти все артистические создания Деминой отличались благородством и внутренней чистотой. И это касалось и ассоциировавшейся с Мадонной Марии из спектакля «Святая святых» И. Друцэ в режиссуре Иона Унгуряну, и парижской куртизанки Маргариты Готье из «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына в постановке Александра Бурдонского.

Эти роли, думается, относились к самым значительным достижениям Ирины Деминой — актрисы разноплановой, которая органично воплощала на сцене (а Ирина Ивановна, имевшая в своем активе ряд работ в телевизионных фильмах и постановках, была актрисой, прежде всего, театральной) и драматические, и характерные образы. Свидетельство тому — ее «послужной список». И хотя он достаточно солиден (а здесь и роли в спектаклях по пьесам А. Н. Островского «Бесприданница» и «Поздняя любовь» — Лариса и Шаблова, и роли в спектаклях по пьесам М. Горького «Васса Железнова» и «На дне» — Наталья и Квашня, и Ив в «Боже, храни короля» по С. Моэму), можно с уверенностью сказать, что ЦАТРА обошелся с Деминой более чем жестоко.

Все-таки в пору своего актерского расцвета Ирина Ивановна почему-то оказалась на периферии интересов театра. Вследствие чего играла она редко, подолгу ожидала новых ролей. Да и о жизненных и творческих юбилеях актрисы руководство ЦАТРА (куда она после нескольких лет службы в Театре на Таганке под руководством Юрия Петровича Любимова пришла в 1971-ом) с завидной настойчивостью забывало.
Но Демина не роптала. И во всех сложных, порой безнадежных ситуациях, когда стоило бы проявить чуть большую твердость, как-то настоять на своем, предпочитала не бороться. А наоборот избегала конфликтов, не теряя при этом то, что считала главным, — собственное достоинство. И это не могло не вызывать восхищения.

В результате общение с Ириной Ивановной Деминой в жизни оборачивалось таким же подарком судьбы, как и возможность видеть ее на сцене. Ведь не так часто мир театра позволяет встретиться с людьми, одаренными и творчески, и человечески.

 

Майя Фолкинштейн.

«Страстной бульвар, 10» № 6 за 2015 год.

Память