ПРИНОШЕНИЕ ЛЕРМОНТОВУ

Николай Мартон записал диск со стихами поэта

 

Вероятно, каждый, кто возьмет в руки данный диск, мысленно свяжет его выход исключительно с празднованием двухсотой годовщины со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Но после прослушивания предложенной артистом программы, куда вошли избранные произведения Лермонтова, это мнение, скорее всего, претерпит существенные коррективы.

Так как к официальной «круглой дате» эта программа, по большому счету, относится лишь формально. Ведь, судя по особой, сердечной интонации, которая пронизывает всю чтецкую композицию, можно утверждать, что причиной обращения Николая Мартона к лермонтовскому наследию послужил многолетний искренний интерес к творчеству одного из самых крупных отечественных поэтов.

Хотя, наверное, точнее было бы сказать не интерес, а любовь, что естественно для такого артиста, как Николай Сергеевич Мартон, который при всей своей открытости современным, зачастую чисто экспериментальным текстам, тем не менее, душевно все же расположен к классике, издавна составляющей основу репертуара его родного Александринского театра.

Театра, где Мартон служит более чем полвека, с 1962-го, являясь сегодня едва ли не самым ярким и, увы, скорее всего, одним из последних представителей классического петербургского стиля актерской игры, отличающегося органичным сочетанием эмоциональности и одновременно внутренней строгости, благородной сдержанности. А у народного артиста РСФСР, лауреата питерской премии «Золотой софит» в почетной номинации «За творческое долголетие и вклад в театральную культуру города» Николая Мартона к этим редким качествам добавляется еще и мудрость. Результат и многочисленных жизненных потрясений, и далеко не гладкого, как кажется на первый взгляд, артистического пути (все-таки Мартон — не коренной александринец, и даже не уроженец северной столицы: он появился на свет в селе Мотыжино Киевской области, окончил Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого, первые крупные роли сыграл на сцене Крымского драматического театра, а, как известно, «варягам» поначалу всегда приходится несладко в сложившемся театральном коллективе).

Подобное переплетение опыта и мастерства позволило Николаю Сергеевичу прочувствовать глубину строк Лермонтова и донести их смысл до слушателей. Помочь нам посредством поэтических образов еще раз осознать насколько одинок был этот молодой, не доживший до тридцати лет человек, проникнуться его тоской по бескорыстному, любящему сердцу и присутствующему почти в каждом стихотворении предощущению близкой гибели, разделить подлинный, лишенный пафоса патриотизм. А безукоризненная дикция артиста предоставила возможность насладиться самой музыкой лермонтовского стиха.

Конечно, настоящим диском (выпущенным при поддержке заслуженного артиста России, художественного руководителя хора «Валаам» Игоря Ушакова, с которым давно и успешно сотрудничает артист) Николай Мартон хотел, прежде всего, сделать благодарное приношение Лермонтову. Но, видимо, ему было не менее важно порадовать своих почитателей, особенно тех, кто практически не знал о его таланте чтеца. А заодно и преподнести подарок самому себе, в сентябре нынешнего года отметившему юбилейный, восьмидесятый день рождения.

 

Майя Фолкинштейн.
«Страстной бульвар, 10» № 3 за 2014 год.

Театральная лавка