НЕОБЫЧНЫЙ УЧЕБНИК

Е. А. Зноско-Боровский «Русский театр начала XX века», Москва, «Навона», 2014 год

 

Отзыв об этой книге, наверное, надо начать с упоминания о том, что ее автор сам был одной из заметных персон дореволюционного этапа летописи отечественного театра.

Критик, драматург, «человек серебряного века», как подчеркнуто в краткой аннотации к книге, Евгений Александрович Зноско-Боровский родился 8 августа 1884-го года, в Павловске, скончался 30 декабря 1954-го, в Париже. Будучи эмигрантом, он никогда не терял духовной связи с Родиной, считая своим непосредственным долгом «знакомить иностранцев со всем лучшим, что есть в родной истории».

С ощущением собственной культурной и человеческой миссии Евгений Зноско-Боровский и взялся за написание книги о русском театре начала двадцатого столетия, предварив ее основную часть обширной исторической справкой о возникновении театра в России и его развитии до определенных им временных рамок. Датированная 1924-ым, книга Зноско-Боровского увидела свет в 1925-ом, в Праге. В Советском Союзе и после его распада она не выходила. Поэтому о ее существовании знал исключительно узкий круг специалистов.

Сегодня же стараниями солидного московского издательства «Навона», все желающие могут прочитать эту книгу. Своеобразную, стоит заметить, во многих отношениях. Очень полезную и театралам, и практикам театра, и его теоретикам.

На первый взгляд это учебник, но в такой ассоциации нет ничего унизительного. А наоборот, в этом-то и состоит главное достоинство книги Зноско-Боровского, от традиционного учебного пособия отличающейся, прежде всего, интонацией повествования.

Интонацией личностной, отчасти лирической, слегка ностальгической. Потому что многим описанным на страницах книги событиям Евгений Александрович Зноско-Боровский оказывался свидетелем. И посредством своего литературного труда он, по его признанию, действительно стремился мысленно обратиться к той поре, «когда он был в России и жил пламенной жизнью российского театра».
То есть нам предлагается получить не просто информацию, а информацию точную, которая «окрашена» еще и «эффектом присутствия». И это чрезвычайно важный момент, практически не свойственный изданиям просветительского толка.

Но в случае с настоящей книгой именно благодаря этому «эффекту присутствия» мы можем в процессе чтения эмоционально проникнуться атмосферой описываемой Зноско-Боровским эпохи перехода от старых сценических форм к формам новым, оценить и прочувствовать влияние пьес А. П. Чехова на искусство Московского Художественного театра и российского театра в целом. И вдобавок узнать немало интересных фактов из творческих биографий Федора Комиссаржевского и Николая Евреинова, Александра Таирова и Всеволода Мейерхольда. Описанию и анализу профессиональных метаморфоз последнего Зноско-Боровский отводит значительную часть печатного пространства своей книги.

А еще мы имеем возможность убедиться в том, насколько прав был Евгений Александрович, уже в годы, когда российская режиссура, казалось бы, находилась в расцвете, предупреждал о вреде режиссерского деспотизма, предлагая «рецепт», который способен данное негативное явление смягчить. Для этого, считал Зноско-Боровский, «режиссеру необходимо осознать, что не он один — творец театра», и придуманная им концепция будущего спектакля не может быть реализованной «без наполняющей ее идеи автора и без совершенного исполнения актером». Не правда ли, к подобному совету имеет смысл прислушаться целому ряду современных режиссеров, без устали переписывающих классику и превращающих артистов в «винтиков» своих, зачастую не поддающихся элементарной логике режиссерских «конструкций»?

Да и тем, кто занимается наукой о театре, и активной критической деятельностью есть чему у Е. А. Зноско-Боровского поучиться. К примеру, ровному, благородному, никого не осуждающему тону, с которым он ведет свой рассказ, «заранее отводя себе роль историка», призванного не критиковать, а заботиться лишь о том, «чтобы каждое явление, каждый деятель был представлен с наибольшей рельефностью». Позиция, достойная подражания. Ведь недаром в словосочетании «театроведение» акцент делается на его первой части.

 

Майя Фолкинштейн.
«Страстной бульвар, 10» № 3 за 2014 год.

Театральная лавка